На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Психолог

45 383 подписчика

Свежие комментарии

  • Аленка 666
    Писали везде - без толкуОбычное утро невр...
  • Владимир Акулов
    Потому  что  не  было  на  эту  отравительницу    ЗАЯВЛЕНИЯ    в  прокуратуру...Пишите  на  нее  заявления.  Власти  ...Обычное утро невр...
  • Аленка 666
    А у нас психбольная всех собак в подъезде перетравила, и ей ничего за это не было, даже в дурку не забираютОбычное утро невр...

Возраст неуверенности: почему важно хвалить подростков

Почему так важно поддерживать взрослеющего ребенка? Почему высокая самооценка — отличная защита от хулиганов? И как родители помогут подростку поверить в успех? Рассказывает доктор психологических наук, автор книги «Коммуникация» для подростков Виктория Шиманская.

Возраст неуверенности: почему важно хвалить подростков

Вподростковом возрасте подростки сталкиваются с кризисом самооценки. Мир резко усложняется, вопросов возникает много, и не на все находятся ответы. Новые отношения со сверстниками, гормональные бури, попытки понять «чего я хочу от жизни?» — пространство как будто расширяется, но опыта недостает, чтобы его освоить.

Связь с родителями естественным образом ослабевает, подросток начинает переход в мир взрослых. А здесь, у зрелых, успешных мужчин и женщин все получается намного лучше, чем у него. Самооценка ребенка ползет вниз. Что делать?

ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ЛЕЧЕНИЯ — ПРОФИЛАКТИКА 

Справиться с кризисом пубертата легче, если дети изначально воспитываются в здоровой для самооценки среде. Что это значит? Нужды признаются, а не игнорируются. Чувства принимаются, а не обесцениваются. Другими словами, ребенок видит: он важен, к нему прислушиваются.

Быть осознанным родителем не равно потакать ребенку. Это значит сопереживать и ориентировать в происходящем. Желание и способность взрослых увидеть, что происходит в душе ребенка, очень важны для его самооценки.

То же касается подростков: когда старшие пытаются их понять, уверенность в собственных силах крепнет. Исходя из этого принципа написана книга «Коммуникация». Автор — взрослый наставник — ведет беседу с ребятами, объясняет и предлагает выполнить упражнения, рассказывает истории из жизни. Выстраивается доверительное, пусть и виртуальное, общение.

Я — ТОТ, КТО МОЖЕТ, И Я НЕ БОЮСЬ ПЫТАТЬСЯ 

Проблема низкой самооценки — недостаток веры в себя, в свою способность чего-то добиться. Если мы позволяем ребенку проявить инициативу, мы утверждаем его в мысли: «Я действую и нахожу отклик в других».

Вот почему так важно хвалить детей: объятиями встречать первые шаги, восхищаться рисунками, радоваться даже небольшим спортивным достижениям и пятеркам. Так уверенность «я могу, а пробовать — не страшно» закладывается в ребенке бессознательно, как готовая схема.

Если вы видите, что сын или дочка застенчивы и сомневаются в собственных силах, напомните им об их талантах и триумфах. Боится выступать на публике? А как здорово читал стихи на семейных праздниках. Сторонится одноклассников в новой школе? А на летнем отдыхе быстро завел друзей. Это расширит самоощущение ребенка, укрепит его уверенность в том, что на самом деле он все умеет — просто немножечко забыл.

Возраст неуверенности: почему важно хвалить подростков

СЛИШКОМ БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ 

Самое страшное, что может произойти с подростком, — неоправданные ожидания родителей. Многие мамы и папы из большой любви хотят, чтобы их ребенок был самым лучшим. И очень расстраиваются, когда у того что-то не получается.

А дальше ситуация повторяется снова и снова: шаткая самооценка не дает сделать шаг (нет установки «я могу, а пробовать — не страшно»), родители огорчены, юноша чувствует, что не оправдал надежд, самооценка падает еще ниже.

Но падение можно остановить. Попробуйте не делать ребенку замечаний хотя бы пару недель. Это сложно, чрезвычайно сложно, но результат того стоит.

Сосредоточьтесь на хорошем, не скупитесь на похвалу. Двух недель достаточно, чтобы произошел перелом, в ребенке сформировалась позиция «я могу». А ведь он действительно может, верно?

В ОКЕАНЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ 

Юношество — период активного освоения мира. Неизвестность пугает, на смену «я могу» приходит «могу ли я?» и «что я могу». Это очень волнительное время, и важно, чтобы рядом был взрослый наставник, человек, который поможет сориентироваться.

Вместе с ребенком ищите интересные направления, позволяйте пробовать себя в разных сферах, «дегустируя» профессии. Предлагайте задачи на зарабатывание денег: набрать текст, побыть курьером. Самооценка — отсутствие страха перед действием, значит, учите подростка действовать.

Здорово, когда в семье появляется старший друг, профессионал в том деле, которое интересует подростка

Вспомните десять знакомых, с которыми вам интересно общаться. Может, кто-то из них станет вдохновляющим примером для ваших детей? Классный врач, талантливый дизайнер, бариста, который варит отменный кофе.

Зовите их в гости, пусть расскажут о том, чем занимаются. Кто-то точно окажется на одной волне с ребенком, чем-то зацепит его. И это очень здорово, когда в семье появляется старший друг, профессионал в том деле, которое интересует подростка.

ВЗЯТЬ НА КАРАНДАШИК 

Собираем слона по кусочкам, а дом по кирпичикам. В книге подросткам предлагается упражнение «Колесо интересов». Это может быть коллаж, дерево целей — любой удобный формат для учета собственных достижений.

Важно обращаться к нему каждый день, укрепляя привычку замечать маленькие, но значимые шаги на пути к желаемому. Главная задача практики — сформировать в ребенке внутреннее состояние «Я могу».

На хобби и творческих задатках строится самооценка. Научите ребенка ежедневно отмечать достижения

Для родителей это еще один повод лучше узнать своих детей. Примите участие в создании коллажа. Центр композиции — сам подросток. Вместе окружите его вырезками, фотографиями, цитатами, которые характеризуют интересы и стремления ребенка.

Процесс сплачивает семью и помогает разобраться, какие увлечения есть у младших ее членов. Почему это так важно? На хобби и творческих задатках строится самооценка. Научите ребенка ежедневно отмечать достижения по выбранным направлениям.

Первое время (5–6 недель) делайте это вместе. «Нашел интересную статью», «завел полезное знакомство» — прекрасный пример будничных свершений. Домашние дела, учеба, саморазвитие — уделите внимание каждому участку персональной «карты». Уверенность в том, что «я могу», будет формироваться в ребенке физиологически.

Возраст неуверенности: почему важно хвалить подростков

ОТ ПИКА ГЛУПОСТИ К ПЛАТО СТАБИЛЬНОСТИ 

Эта практика построена на так называемом эффекте Даннинга–Крюгера. В чем суть? Если коротко: «Мам, ты ничего не понимаешь». Открывая новые стороны жизни, опьяненные знанием, подростки (да и мы все) думают, что разбираются во всем лучше других. На деле ученые называют такой период «пик Глупости».

Столкнувшись с первой же неудачей, человек испытывает жестокое разочарование. Многие бросают начатое — обиженные, не готовые к внезапным трудностям. Однако успех ждет тех, кто не свернет с пути.

Двигаясь дальше, все больше разбираясь в выбранном предмете, человек взбирается по «склонам Просветления» и достигает «плато Стабильности». А там его ждут и радость познания, и высокая самооценка.

Важно познакомить ребенка с эффектом Даннинга–Крюгера, визуализировать на бумаге взлеты и падения, привести примеры из собственной жизни. Это убережет подростковую самооценку от скачков и позволит лучше справляться с жизненными трудностями.

БУЛЛИНГ 

Зачастую удары по самооценке приходят извне. Буллинг — распространенная практика в средней и старшей школе. Нападкам подвергаются практически все, и «задеть за живое» могут по самым неожиданным поводам.

В книге 6 глав посвящены тому, как справляться с обидчиками: как позиционировать себя среди ровесников, реагировать на резкие слова и отвечать самому.

Отчего ребята с низкой самооценкой — «лакомый кусочек» для хулиганов? Они остро реагируют на обиду: зажимаются или, напротив, агрессируют. На это и рассчитывают обидчики. В книге мы называем нападки «кривыми зеркалами». Как бы ты ни отражался в них: с огромным носом, ушами как у слона, толстым, низким, плоским, — все это искажение, кривое зеркало, не имеющее ничего общего с действительностью.

Родителям следует поддерживать своих детей. Родительская любовь — стержень здоровой личности

Крепкий внутренний стержень, уверенность — «со мной все в порядке» позволяют ребенку игнорировать агрессоров или отвечать им с юмором.

А еще мы советуем представлять хулиганов в дурацких ситуациях. Помните, в «Гарри Поттере» страшного профессора изобразили в женском платье и бабушкиной шляпе? Злиться на такого человека невозможно — можно только посмеяться.

САМООЦЕНКА И КОММУНИКАЦИЯ 

Допустим, есть противоречие: дома подросток слышит, что он молодец, но вот среди ровесников такого подтверждения нет. Кому верить?

Расширяйте социальные группы, в которых находится ребенок. Пусть ищет компании по интересам, ходит на мероприятия, концерты, занимается в кружках. Одноклассники не должны быть единственным его окружением. Мир огромный, и каждому в нем есть место.

Развивайте коммуникативные навыки ребенка: они напрямую связаны с самооценкой. Тот, кто умеет отстоять свое мнение, найти общий язык с другими людьми, не может сомневаться в собственных силах. Он шутит и рассуждает, его уважают, он нравится.

И наоборот — чем подросток увереннее, тем легче ему даются разговор и новые знакомства.

Сомневаясь в себе, ребенок прячется от реальности: замыкается, уходит в игры, фантазии, виртуальное пространство

Родителям следует поддерживать своих детей. Родительская любовь — стержень здоровой личности. Но, оказывается, одной любви недостаточно. Без хорошо развитой самооценки у подростка, без внутреннего состояния «я могу», уверенности в собственных силах невозможен полноценный процесс развития, познания, освоения профессиональных навыков.

Сомневаясь в себе, ребенок прячется от реальности: замыкается, уходит в игры, фантазии, виртуальное пространство. Важно интересоваться потребностями и нуждами детей, откликаться на их инициативы, заботиться об атмосфере в семье.

Вместе создайте коллаж целей, отмечайте ежедневные достижения, предупреждайте о возможных трудностях и разочарованиях. Как справедливо отметила норвежский психолог Гюру Эйестад: «Детское сознание зреет и распускается только при поддержке взрослого».

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх