Страх — неприятное чувство ощущения риска или опасности вне зависимости от того, реальны они или нет. Страх также описывают как чувство исключительной неприязни к какому-либо состоянию или объекту (боязнь темноты, боязнь привидений и т. д.). Страх представляет собой одну из основных эмоций; ощущение устойчивых страхов называется фобией.
«Повернуться лицом к собственным страхам – значит заглянуть в темные, мрачные тайники самого себя, и не для того, чтобы почувствовать раскаяние, стыд или заняться самобичеванием, а чтобы высвободить заключенные в них потенциальные жизненные силы.» (Хосе Стивенс)
Детские страхи.
Первое знакомство с мироощущением у человека начинается с семьи. Для ребенка семья становится своеобразной психодрамой, где смешиваются любовь и ненависть, ревность и зависимость, страх и тоска. Родители, которые его любят и защищают, могут также на него напасть, покинуть, умереть, упасть духом, ругать, пытаться контролировать и т.д., поэтому ребенок порой испытывает двойственные чувства по отношению к родителям (амбивалентность). Нашей культурой и средой предписывается любить родителей, поэтому негативные впечатления находят свое выражение в фигурах ведьм, бабы-Яги, драконах и др. Предсказуемость уменьшает тревогу, страх и беспокойство, так как она подразумевает уменьшение неуверенности и беспомощности, которые являются основными факторами появления этих чувств.
Доказательством этого утверждения является то, как дети любят, чтобы им читали и рассказывали сказки, которые их вначале очень пугают, любят смотреть и слушать "страшные" истории, триллеры и ужасы. Маленькие дети и подростки смотрят фильмы ужасов, чтобы, испугавшись, вновь обрести контроль над своими страхами.
Символические фигуры ведьм, Бабы-Яги и пр. являются средством выражения ярких чувств; временно снимают проблему амбивалентности; выражают тревогу в понятной форме и дают возможность контролировать ее. Сказочные символы, в итоге, играют положительную роль. В них содержится образное представление тех явлений, которые человек должен преодолеть для того, чтобы стать более зрелым. «Игры» с символами (чтение сказок, страшилки и ужастики) способствуют правильному развитию ребенка, помогают справиться с тревогой, взять под контроль беспокойство и страхи. Если нормальный процесс знакомства со страхами нарушается в раннем детстве, то в последствии могут просматриваться тяжелые личностные расстройства, а неумение контролировать свой страх выливается во всевозможные его виды. Приступы паники наблюдаются, когда человек не в силах обуздать страх и его захлестывают неосознанные, безымянные эмоции, которые часто ведут к психическим расстройствам.
Возрастные страхи, в идеале, должны проходить по истечении определенного времени, однако у эмоционально чувствительных детей они могут трансформироваться и закрепляться. В свою очередь, реакция родителя на страх ребенка должна быть спокойно-сопереживающей. Попробуйте обсудить с ребенком его страх, попросите его описать чувства и сам страх. Чем больше ребенок будет говорить о страхе, тем лучше - чем больше он говорит, тем меньше боится.
Следует отметить, 90% всех страхов детей порождаются семьей и стойко поддерживаются ею. Главное, что нужно сделать родителям в таких случаях, - это устранять основные причины повышения общей тревожности ребенка. Для этого внимательно присмотритесь к ребенку, к самим себе, ко всей ситуации в семье в целом. Необходимо эти страхи родителям поискать в себе и с ними работать. Преодоленные страхи в себе, у детей отсеиваются автоматически.
Страх – одно из самых настоящих чувств, обмануться относительно которых очень тяжело (в отличие от других чувств, особенно по отношению к тем или иным людям). Если уж он есть, то это слишком очевидно. Перечислю лишь некоторые варианты страхов: страх пауков и змей, страх темноты, страх замкнутых пространств, страх перед агрессией, страх психических заболеваний, страх за близких людей, страх преступности, страх начальства, страх изменений в личной жизни, страх перед старостью, страх за свое сердце, страх перед бедностью, страх экзамена, страх перед снижением своего социального статуса, страх смерти, страх высоты, страх перед конкретными событиями в будущем, страх порчи, страх заболеть неизлечимым заболеванием, страх наказания, страх быть высмеянным и униженным, страх потерять расположение значимых лиц, сексуальные страхи, страх публичных выступлений, страх перед собственными мыслями.
Фобия и страх.
Навязчивые страхи (фобии) – интенсивная и непреодолимая боязнь, охватывающая человека, несмотря на понимание ее бессмысленности и попытки с ней справиться.
Фобии возникают при навязчивых состояниях, относящихся к расстройствам мышления. Навязчивые состояния - это такого рода переживания, когда у человека помимо его воли возникают ("навязываются") какие-то страхи, сомнения, мысли, влечения, действия. Каждому из нас знакомо навязчивое повторение каких-либо слов (так называемых "слов - паразитов"), навязчивое напевание понравившейся мелодии и т. д.
Выделяют три основных синдрома навязчивых состояний: фобический, обсессивный и компульсивный. При этом к фобиям относятся навязчивые страхи, под обсессиями понимаются навязчивые мысли (навязчивый счет, навязчивые сомнения, воспоминания, влечения и т. п.), компульсивный синдром включает навязчивые действия (например, постукивание карандашом по столу во время разговора, тики, ритуалы и пр.
Термин "фобия" происходит от греческого "phobos" - страх, ужас. Причина возникновения фобического страха часто оказывается вытесненной из сознания человека.
Не каждого страха в жизни надо пугаться и не от каждого стремиться избавиться.
Страх – это нередко проявление "инстинкта самосохранения". Тот же страх высоты, очень распространенный, является часто естественным нашим ощущением. И если вы просто "от греха" избегаете слишком сильно высовываться из окна на высоком этаже – это, что называется, "понятно и в пределах нормы". А вот если вы в результате по этому поводу ни жить, ни работать не можете выше первого этажа – вот тогда уже можно говорить о фобии как о невротическом явлении.
Во многих случаях именно страх выполняет роль своего рода защитного механизма, оберегая нас от всякой опасности, посягающей на наше благополучие. Страшась, человек становится более бдительным, способным предохранить себя от беды, спастись от надвигающейся угрозы. Итак, страх свойственен каждому человеку в какой-то степени и может исполнять защитную роль, оберегая нашу жизнь от всевозможных опасностей.
Многие проявляющиеся в жизни человека страхи на самом деле фобиями не являются. Фобия – разновидность невроза. И неверно любые страхи, даже самые внешне нелепые, априори называть фобиями. Даже если вы боитесь вроде бы не грозящих вам ничем вещей или явлений – это не фобия в полном смысле этого слова. Даже страх темноты – не фобия! Страх еще чего угодно – не фобия! Но при одном условии – если этот ваш страх не довлеет надо всей вашей жизнью, не влияет тотально на любые ваши решения, не ведет вас по жизни.
Фобии следует строго отличать от бреда. При фобическом синдроме человек ясно осознает навязчивый, болезненный характер одолевающего его страха, что является отличительной особенностью невротического уровня расстройств. В случаях бреда больной глубоко уверен в "реальности" собственного страха, критика к своему состоянию отсутствует.
Еще фобию нередко путают с так называемыми "посттравматическими стрессовыми расстройствами" – тяжёлой реакцией на психотравмирующее событие, выходящее за рамки обычного человеческого опыта. Эти страхи скорее больше похожи на "страх как проявление инстинкта самосохранения" (и лишь при определенных условиях могут перерасти в фобии). И нередко могут быть скорректированы с помощью определенных методик.
Навязчивости и страх.
Навязчивости - это явления психической жизни, суть которых в том, что определенные содержания более или менее регулярно возникают в сознании человека, помимо его желания и воли. Навязчивыми могут быть: желания, воспоминания, мысли, страхи, действия и т.п.
При этом человек, преследуемый навязчивостями, сохраняет к ним критическое отношение, понимая всю их нелепость и чуждость его рассудку. Когда же он пытается прекратить их усилием воли, результатов это не приносит.
Навязчивости не оказывают прямого влияния на интеллектуальную деятельность и не приводят к ее снижению. Однако они ухудшают работоспособность и эффективность деятельности человека. Как правило, навязчивые состояния сопровождаются депрессивными эмоциями и чувством тревоги.
Причины подобных явлений следует искать во внутренней, не проявленной психической жизни человека, в эмоциональных переживаниях, которые либо скрыты от него самого, либо недостаточно им осознаваемы. Так, глухое чувство стыда или вины заставляет психику искать средства, способные эту вину или стыд приглушить. Возникают так называемые ритуальные действия, целью которых как раз и является уменьшение чувства вины, ее искупление.
Стоит заметить, что страдают от навязчивостей, как правило, люди, в поведении которых рассудочность явно превалирует над чувственностью. Такой человек может уверять, что он ничего не чувствует в ситуации, вызывающей очень сильные эмоциональные переживания у других людей. Подобное нарушение баланса между чувствами и разумом, игнорирование чувств и сосредоточенность на интеллектуальном опыте является благодатной почвой для разного рода навязчивостей.
Тревога и страх.
Страх – это ожидание чего-то определенного, тревога – неопределенного, но ситуативного, «одноразового», а экзистенциальная тревога — ожидание постоянного присутствия в жизни непредвиденных событий. Страх и тревогу могут испытывать и животные, но экзистенциальная тревога присуща только человеку.
Различие страха и тревоги. У страха есть конкретный объект, с этим объектом можно как-то встретиться, проанализировать его, побороться с ним, вытерпеть его, как-то к нему отнестись. Со страхом жить легче, если знаешь, чего бояться. Гораздо хуже, когда не знаешь, чего бояться.
С экзистенциальной тревогой нельзя бороться, потому что нет объекта, которому надо идти навстречу, кроме бытия в целом. Если человек охвачен тревогой, он, оказывается, лишен опоры — возникает беспомощность, дезориентация, неадекватные реакции. Поэтому в состоянии тревоги человек всегда стремится к тому, чтобы строго определять объекты страха, ведь со страхом можно как-то взаимодействовать. Превращение тревоги в страх, неважно перед чем, помогает избавиться от этого ужаса. Это позволяет понять секрет популярности всевозможных триллеров, ужастиков, которые нам в больших количествах предлагают, и мы в больших количествах потребляем. Они порождают конкретные страхи, которые замещают место размытой, экзистенциальной, неустранимой тревоги и становится легче.
Есть три формы тревоги: 1)тревога судьбы и смерти, 2)тревога пустоты и утраты смысла и 3)тревога вины и осуждения. Все это формы экзистенциальной тревоги, потому что они присущи существованию как таковому. Они неустранимы. Их просто надо осознать и принять.
Вообще сама по себе тревога — это нормально, не надо бояться тревоги, не надо стараться избавиться от тревоги в процессе психотерапии.
Нормальная тревога возникает, когда человек чувствует, что его ценностям что-то угрожает, что что-то для него значимое находится под угрозой. Например, это может быть угроза физической жизни как таковой, или угроза психологической жизни, например, лишение свободы или угроза ценности, которая значима для человека, например, патриотизм, любовь к конкретному человеку и так далее. Это нормальное и во многих отношениях конструктивное чувство. Нормальная тревога, соразмерная угрозе, не нуждается в вытеснении или других каких-то формах психологической защиты. Если объективная ситуация изменяется, тревога уйдет сама. Попытка вытеснить тревогу, ее ликвидировать, попытка ее уничтожить приводит только к перерастанию тревоги нормальной в тревогу патологическую.
Тревога патологическая, или невротическая — это тревога, несоразмерная поводу, которая порождает вытеснение, подавление, другие формы конфликта. Невротическая тревога — это симптом того обстоятельства, что человеку не удалось в свое время должным образом решить жизненную ситуацию. И избавиться от невротической тревоги он может только в том случае, если научится конструктивно жить с тревогой нормальной, потому что экзистенциальную тревогу устранить невозможно. Если человек стремится вообще избежать тревоги, это ведет его к избеганию жизни вообще.
Сталкиваясь с тревогой, человек учится внутренней вере и подлинной уверенности, причем иначе этому научиться нельзя. Только таким способом личность достигает зрелости. Сама по себе тревога – это хорошо. Более высокий уровень осознания тревожности сопутствует более высокому интеллектуальному потенциалу. Никакая творческая деятельность невозможна без разрыва ожиданий и реальности, поэтому способность ощущать этот разрыв – условие одновременно и тревоги, и творчества.
Тревога сопровождает нас, когда мы делаем выбор между двумя альтернативами: выбор будущего или прошлого. В будущем всегда присутствует неизвестность. И в этом содержится неустранимый корень человеческой тревоги, потому что, выбирая направленность в будущее, мы тем самым принимаем на себя тревогу. Выбор прошлого, выбор неизменности. Когда мы выбираем прошлое, то возникает вина за упущенные возможности. Мы оказываемся перед выбором: взять на себя вину или взять на себя тревогу. И то, и другое вызывает достаточную степень дискомфорта, сопоставимую между собой. Однако эти два выбора не равноценны с точки зрения личностного развития.
Выбор прошлого - это выбор попытки законсервироваться, которая все равно не может привести, в конечном счете, к успеху. Выбор будущего, выбор неизвестности и тревоги, сопровождающей ориентацию в будущее, создает определенный потенциал, перспективы для развития личности. Преодолеть состояние тревоги и дать возможность жить человеку позволяет его мужество.
Тревога конструктивна, она делает человека готовым к неожиданностям. Отсутствие тревоги — это неготовность к неожиданностям. Только благодаря тому, что я тревожусь, я вооружен. В каком-то смысле, тревога – это наш инструмент взаимодействия с нашим будущим, настройка на него. Как говорил Гераклит: «Если ты не ожидаешь неожиданного, то не познаешь сокровенного». Это и есть тот самый страх и риск, который в каком-то смысле является общим содержанием всей нашей жизни.
Одной из основных задач нашей жизни является интеграция этого страха и риска. И задача психологов заключается в интеграции этого страха и риска в философии жизни человека, другого пути нет.
При этом переживание тревоги может быть как естественной реакцией на опасную ситуацию, так и чертой личности. В первом случае речь идет о так называемой реактивной тревоге - переживании, возникающем у любого человека при возникновении непредвиденных препятствий или в момент резкого изменения ситуации. Во втором случае, повышенная тревожность является устойчивой чертой характера. Это - личностная тревога. Тревожный человек волнуется и испытывает беспокойство в обстоятельствах, которые другие люди расценивают как несущественные и малозначительные. Как правило, повышенная тревожность поддерживается такими личностными чертами, как: неуверенность в себе, нерешительность и зависимость от мнения большинства. Вместе с тем, тревожные люди чрезвычайно ответственны и всячески стремятся выполнить принятые на себя обязательства. Они превосходно чувствуют настроение и эмоциональное состояние окружающих и зачастую очень добры. Личностно тревожные люди стараются не провоцировать и, по возможности, избегать конфликтов, поскольку в силу своей чувствительности переносят их очень болезненно.
В границы психической нормы вписывается та доза тревоги, которая не разрушает, не парализует деятельность. Здесь критерии чисто функциональные. Но слишком высокий уровень тревоги разрушает нас в настоящем.
У каждого своя индивидуальная психологическая конституция, кто-то может вынести больше, кто-то меньше.
Направления работы со страхами:
1) Не зацикливаться на отрицательных эмоциях, перекрыть их приятными воспоминаниями или занятиями, которые доставляют удовольствие. Реализовываться в тех областях, которые получаются у вас лучше всего. У каждого, даже самого робкого человека, всегда есть поле уверенности - то пространство, то время, те обстоятельства и условия, то дело, тот человек - с кем, где и когда все получается, все легко и ничто не страшно. Не нужно добиваться полного спокойствия в любой ситуации, ждать, что страх испарится, что скованность и волнение пропадут... Для деятельности как раз необходимо волнение, боевое возбуждение.
2) Бороться стоит не со страхом, а с его интенсивностью. Чем больше борется человек, желая избавиться от этих навязчивых мыслей, тем более они овладевают им. Испытывать страх присуще каждому человеку без исключения.
Страх - древнейший защитный ответ всех живых существ на опасность или на ее возможность. Как ни парадоксально, но лучший способ по-настоящему избавиться от страха – это признать, что вам бывает страшно, и научиться жить с этой мыслью. Поэтому нужно признать свой страх и даже погрузиться в него, разрешить себе бояться. И вскоре вы заметите, что его интенсивность постепенно снижается.
Травма - это приостановка в развитии, блок в нервной системе.
Здоровье - это движение, а не состояние покоя, отсутствия проблем.
Ситуация, в которой произошла фиксация страха и возникло сопротивление, содержит в себе огромный потенциал и возможность выйти на принципиально новый уровень развития.
3) Физическая активность и упражнения сжигают избыток адреналина. Психологические проблемы могут провоцироваться и самоотравлением организма, когда кишечник не чистится полновесно, когда недостает мышечной работы, чтобы вырабатывать "вещества удовольствия" - эндорфины, когда кровь недостаточно насыщается свежим воздухом.
Скрытые телесные неустройства, как и недостаточная наполненность жизни, часто оповещают о себе сбоями и разладами именно на психическом уровне.
4) Психотерапия поведения — форма психотерапии, служащая целям снижения эмоциональной восприимчивости по отношению к определенным ситуациям. В чём состоит суть метода? Страх, тревога, фобия неразрывно связаны с напряжением. Нет напряжения — не может быть и страха. Иными словами, если человек сможет расслабиться в фобической ситуации, фобия исчезнет.
Метод имеет наибольший эффект тогда, когда можно достаточно точно определить ту ситуацию (или предмет), в которой произошла фиксация страха (или стыда).
5) Депрессия и тревога возникают в значительной степени из-за того, что человек возлагает на себя бессмысленные обязанности, не обоснованные рационально.
Слишком много он должен делать, а про то, что он хочет, его не спрашивали с детства, потом он уже сам стал относиться к себе подобным образом. Невнимание к своим чувствам, подавленность самых естественных человеческих чувств ещё с детства. А душа-то – живая, просится наружу, дает о себе знать, и чем дольше происходит подавление базовых чувств, тем в более извращенном, интенсивном и неестественном виде предстанут подавленные чувства.
6) « Метод лечения неврозов Виктор Франкл назвал "парадоксальной интенцией". (Интенция - намерение, стремление.) Тот самый симптом, от которого пациент страдает и хочет избавиться, вменяется ему в обязанность, становится его заданием, его "надо".
Если человека мучает страх, парализующее волнение - перед выступлениями, например, перед полетом на самолете или перед поездкой в лифте, - психотерапевт предлагает пациенту вызывать эти страхи намеренно и как можно сильнее! Надо идти навстречу предмету своего страха, надо стараться усилить свой страх произвольно, стараться бояться. Это то отношение, которое позволяет довольно успешно, как показывает практика, справиться со страхом. Как можно выразительнее изображать, возводить в гротеск! И страх уменьшается, а затем уходит.
"Не спите ночью? - говорил Франкл пациентам с бессонницей. - Прекрасно. Старайтесь не спать! Старайтесь изо всех сил, бодрствуйте! Боритесь с мельчайшей крупицей сна! Добросовестно, честно боритесь, как делает это ребенок, когда ему интересно еще пободрствовать, поиграть, позабавиться, хотя уже наступило скучное время спать. Посмотрим, что из этого выйдет, сумеете ли вы одолеть сон."
Пациенты Франкла, выполнявшие это назначение добросовестно, с изумлением сообщали, что после какого-то критического момента сон вдруг начинал сваливать их так быстро, как никогда - словно подземная река, наконец-то прорывшая себе русло. Так излечиваются зацикливания и неврозы.» (Из сборника «Методика лечения неврозов», Изд.МГУ, 2003 г)
7) Принятие себя. В тебе есть все хорошее и все плохое, любые качества, которые только можно представить. И совсем избавиться от своей Тени, не удастся никогда.
Признай себя единой душой - изменяющейся, развивающейся и бесконечно разной по своим проявлениям! Боязнь себя и своих проявлений навязаны ещё в детстве принятием только своего "светлого" образа. А это лишь урезанный образ реальности.
8) Вот еще один важный ответ, не рассматриваемый в научной литературе. Оказывается наличие страха в душе и сердце человека означает отсутствие (или недостаток) любви.
"В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение"(1Ин.4,18).
"Любовь - это лекарство от всех болезней, и это лекарство часто предписывают, но редко принимают."(Карл Август Меннингер).
"Если вы стремитесь разрешить какую-нибудь проблему, делайте это с любовью. Вы поймете, что причина вашей проблемы в недостатке любви, ибо такова причина всех проблем." (Кен Кэрри).
Страх и расслабление.
Релаксация (расслабление) несовместима со страхом и тревогой, поскольку последние связаны с напряжением, а релаксация является состоянием, противоположным напряжению. Именно поэтому столкновение с вызывающими тревогу стимулами в состоянии расслабления лишает эти стимулы способности вызывать страх. Тревога просто перестаёт возникать. Если дыхание свободно, если мышцы расслаблены и сосуды разжаты - вы уже просто не можете чувствовать страх, вы свободны. Путь к расслаблению лежит через переживание давно заглушенных зажимов и напряжений.
Выход есть всегда, и Вы его найдете!
Успеха Вам!
Психолог Надежда Жинкина
Свежие комментарии