Если москвичей, как утверждал булгаковский Воланд, испортил квартирный вопрос, то отношения между родителями и детьми всегда портил другой вопрос – денежный. И нынешние времена – не исключение. Мне все чаще приходится выслушивать жалобы родителей на то, что их дети совсем не умеют обращаться с деньгами.

Одним, сколько ни давай, все мало, «как в топку бросаешь, моментально спускают все, что даешь на месяц…» Другие вообще не ценят деньги: «Подумаешь, всего-то пять тысяч деревянных, ну не пять, а пятьдесят, какая разница…» А великовозрастные детки просто не хотят работать «за копейки»: «Что можно купить на эту зарплату? Один айпад, а он у меня и так есть!» Родители чувствуют себя беспомощными и пытаются понять – кто виноват и что делать, как себя вести?
Никакой системы
Культура потребления и обращения с деньгами складывается поколениями. А мы сами, похоже, еще не разобрались, какое место деньги занимают в нашей жизни. К примеру, отношение к деньгам тех, кто разбогател в девяностые годы – «в мгновение ока», не идет ни в какое сравнение с тем, как ценили деньги в семьях, собиравших свой капитал десятилетиями, от отца к сыну, «по копеечке». Прибавим к этому особенности российского менталитета с его легким пренебрежением к деньгам и вечной жаждой праздника, и сразу станет ясно, почему траты – наша любимая национальная игра. Даже наши небогатые соотечественники живут на максимуме своих финансовых возможностей. Трудно представить себе европейца, который ютится в крохотной съемной квартирке на окраине, не имеет стабильных доходов, но при этом покупает шикарный автомобиль, залезая в долги на много лет вперед. А в России жить не по средствам – это нормально.
Но если с одной стороны – «купеческий разгул» с его бездумными тратами, то с другой – накопительство, даже стяжательство. Голодные военные и послевоенные годы, на которые пришлось взросление наших родителей, эпоха тотального дефицита, когда пальто было роскошью, а апельсины праздником, когда антресоли были забиты вещами «на черный день» и «стратегическими запасами гречки» – все это отпечаталось в нашей памяти, здесь корни нашего желания иметь десять сумок, двадцать пар обуви, пять шуб и т. д.

Нашим детям, живущим в атмосфере такого хаотичного, бессистемного отношения к деньгам, конечно, приходится трудно – ведь мы передаем им противоречивые, неясные послания о роли и месте денег, расшифровать которые им просто не под силу. А еще мы подкупаем детей – «платим» им за хорошие оценки, за помощь по дому; меряем деньгами то, что деньгами не измеришь – например, время, любовь, заботу; повторяем установки наших родителей, которые никакого отношения к нынешней жизни уже не имеют; и, наконец, просто стараемся не говорить с ребенком о деньгах.
Финансовый ликбез
Мы почему-то считаем, что зрелое отношение к деньгам придет к детям само собой, по мере взросления – как умение говорить. Возможно, когда-то так и было. Но мир нашего детства и мир наших детей – это две разные вселенные. Поэтому наша задача – дать им конкретные установки, своего рода «свод правил по обращению с деньгами», и организовать «детский финансовый ликбез».
Разобраться со своими ценностями
Чтобы выработать для своих детей ясные правила по взаимодействию с деньгами, в первую очередь мы должны навести порядок в собственной голове. И здесь важно откровенно признаться себе, что на самом деле для нас ценно, а что не очень, какое значение мы придаем деньгам, на что мы готовы их тратить и чем жертвовать ради них и т. д.
Осознание того, чем на самом деле для нас являются деньги и как они соотносятся с другими нашими ценностями, – важный момент для понимания себя, но он вдвойне важен, когда мы становимся родителями и несем ответственность за воспитание наших детей. Надо понять, какие жизненные ценности у нашей второй половины, у других членов семьи, какую информацию от взрослых получает ребенок и всегда ли послания от папы и мамы совпадают.
Пока мы не разберемся в себе и своих близких, все попытки поучать ребенка, «как надо жить», будут противоречивыми и бессмысленными.
Что говорить детям о деньгах? Как говорить? И говорить ли вообще? Если свою задачу мы видим в том, чтобы вырастить человека, способного самостоятельно решать денежные вопросы, то говорить с ребенком о деньгах необходимо – это неотъемлемый элемент финансового воспитания.
Деньги ни в коем случае не надо мистифицировать, окутывать ореолом таинственности. На все детские вопросы о деньгах мы должны отвечать максимально просто, прямо, без раздражения и стеснения.
Начинать «финансовый ликбез» стоит, когда ребенку от двух до четырех лет. Дошкольнику уже можно объяснять, что деньги – это эквивалент товаров и услуг, рассказывать, откуда берется зарплата, почему в магазине дают сдачу, сколько конфет или мороженого можно было бы купить на сумму, в которую обошелся ремонт сломанной им игрушки.
Мы вполне можем в присутствии ребенка обсуждать какие-то крупные покупки, планировать отпуск или решать, сколько денег и на какие цели нам необходимо отложить. Когда ребенок станет постарше, можно поручить ему залезть в интернет, проанализировать соотношение цены и качества, найти самый выгодный с его точки зрения вариант. Часто родители, подключив детей к решению материальных вопросов, бывают удивлены, насколько разумными и полезными могут быть их суждения и поступки.
Каждый разговор о семейном бюджете, о тратах и покупках – это повод показать ребенку правильную модель обращения с деньгами, передать ему свой опыт.
Учить обращаться с деньгами
Чтобы научить рационально использовать любой ресурс, этот ресурс надо ограничить. Вначале ограничения вводятся извне – родителями. Например, мы едем с семьей в парк аттракционов и выдаем ребенку определенную сумму денег, объясняя что сверх этого он ничего не получит. Если ребенок маленький, можно предварительно обговорить, на что он собирается потратить эту сумму – что хочет купить, сколько попкорна съесть и т. д. Если это подросток, можно предоставить ему полную свободу. К концу дня станет понятно, как ребенок распорядился финансами. Смысл не в том, чтобы контролировать его траты, а в том, чтобы вовремя корректировать неправильные тенденции в обращении с деньгами и усиливать правильные.
Очень полезно устраивать совместные походы за покупками. Дети наблюдают за нами, имитируют наше поведение, перенимают наши покупательские предпочтения. Еще лучше, если мы научим их думать самостоятельно, интересоваться ценой и прикидывать, стоит ли вещь таких денег.
Чтобы ребенку было на чем учиться, ему нужны карманные деньги. Важный момент: карманные деньги – это не плата за хорошие оценки, уборку комнаты, кормление собаки, это скорее символ принадлежности ребенка к семье. Сумма может быть больше или меньше, но получение карманных денег ни в коем случае не должно быть связано с успехами ребенка, он не должен их лишаться за какие-то проступки.
Для ребенка карманные деньги – это элемент его личной свободы, и задача родителей – научить его этой свободой пользоваться. Поэтому объяснения, как лучше распорядиться карманными деньгами – потратить, сберечь, подарить – никогда лишними не будут. Но окончательное решение – за ребенком, иначе обесценивается сама идея приобретения опыта. Начинать лучше с небольших сумм. Важно, чтобы ребенок понимал ценность этих денег, помнил, что родители их зарабатывают, тратят свое время и силы и что эти деньги являются частью семейного бюджета.
Открыто и честно
Деньги – это своего рода «разновидность энергии», поэтому относиться к ним нужно серьезно, с уважением, но в то же время спокойно и не мистифицируя их. Много лет прожив в обществе, где разговоры о деньгах считались дурным тоном, мы еще по инерции боимся говорить о них откровенно, особенно с собственными детьми.
Деньги – тема действительно сложная, на ней легко споткнуться. Чтобы этого не случилось, нам придется посмотреть на себя со стороны, подумать, что мы делаем не так и что необходимо скорректировать.
Когда наша семейная «денежная политика» выстроена верно, мы можем открыто и честно обсуждать финансовые вопросы с детьми и формировать у них зрелое отношение к деньгам.

Одним, сколько ни давай, все мало, «как в топку бросаешь, моментально спускают все, что даешь на месяц…» Другие вообще не ценят деньги: «Подумаешь, всего-то пять тысяч деревянных, ну не пять, а пятьдесят, какая разница…» А великовозрастные детки просто не хотят работать «за копейки»: «Что можно купить на эту зарплату? Один айпад, а он у меня и так есть!» Родители чувствуют себя беспомощными и пытаются понять – кто виноват и что делать, как себя вести?
Никакой системы
Культура потребления и обращения с деньгами складывается поколениями. А мы сами, похоже, еще не разобрались, какое место деньги занимают в нашей жизни. К примеру, отношение к деньгам тех, кто разбогател в девяностые годы – «в мгновение ока», не идет ни в какое сравнение с тем, как ценили деньги в семьях, собиравших свой капитал десятилетиями, от отца к сыну, «по копеечке». Прибавим к этому особенности российского менталитета с его легким пренебрежением к деньгам и вечной жаждой праздника, и сразу станет ясно, почему траты – наша любимая национальная игра. Даже наши небогатые соотечественники живут на максимуме своих финансовых возможностей. Трудно представить себе европейца, который ютится в крохотной съемной квартирке на окраине, не имеет стабильных доходов, но при этом покупает шикарный автомобиль, залезая в долги на много лет вперед. А в России жить не по средствам – это нормально.
Но если с одной стороны – «купеческий разгул» с его бездумными тратами, то с другой – накопительство, даже стяжательство. Голодные военные и послевоенные годы, на которые пришлось взросление наших родителей, эпоха тотального дефицита, когда пальто было роскошью, а апельсины праздником, когда антресоли были забиты вещами «на черный день» и «стратегическими запасами гречки» – все это отпечаталось в нашей памяти, здесь корни нашего желания иметь десять сумок, двадцать пар обуви, пять шуб и т. д.

Нашим детям, живущим в атмосфере такого хаотичного, бессистемного отношения к деньгам, конечно, приходится трудно – ведь мы передаем им противоречивые, неясные послания о роли и месте денег, расшифровать которые им просто не под силу. А еще мы подкупаем детей – «платим» им за хорошие оценки, за помощь по дому; меряем деньгами то, что деньгами не измеришь – например, время, любовь, заботу; повторяем установки наших родителей, которые никакого отношения к нынешней жизни уже не имеют; и, наконец, просто стараемся не говорить с ребенком о деньгах.
Финансовый ликбез
Мы почему-то считаем, что зрелое отношение к деньгам придет к детям само собой, по мере взросления – как умение говорить. Возможно, когда-то так и было. Но мир нашего детства и мир наших детей – это две разные вселенные. Поэтому наша задача – дать им конкретные установки, своего рода «свод правил по обращению с деньгами», и организовать «детский финансовый ликбез».
Разобраться со своими ценностями
Чтобы выработать для своих детей ясные правила по взаимодействию с деньгами, в первую очередь мы должны навести порядок в собственной голове. И здесь важно откровенно признаться себе, что на самом деле для нас ценно, а что не очень, какое значение мы придаем деньгам, на что мы готовы их тратить и чем жертвовать ради них и т. д.
Осознание того, чем на самом деле для нас являются деньги и как они соотносятся с другими нашими ценностями, – важный момент для понимания себя, но он вдвойне важен, когда мы становимся родителями и несем ответственность за воспитание наших детей. Надо понять, какие жизненные ценности у нашей второй половины, у других членов семьи, какую информацию от взрослых получает ребенок и всегда ли послания от папы и мамы совпадают.
Пока мы не разберемся в себе и своих близких, все попытки поучать ребенка, «как надо жить», будут противоречивыми и бессмысленными.
«Детям больше нужен пример для подражания, чем критика». Жозеф Жубер
Говорить о деньгах прямо Что говорить детям о деньгах? Как говорить? И говорить ли вообще? Если свою задачу мы видим в том, чтобы вырастить человека, способного самостоятельно решать денежные вопросы, то говорить с ребенком о деньгах необходимо – это неотъемлемый элемент финансового воспитания.
Деньги ни в коем случае не надо мистифицировать, окутывать ореолом таинственности. На все детские вопросы о деньгах мы должны отвечать максимально просто, прямо, без раздражения и стеснения.
Начинать «финансовый ликбез» стоит, когда ребенку от двух до четырех лет. Дошкольнику уже можно объяснять, что деньги – это эквивалент товаров и услуг, рассказывать, откуда берется зарплата, почему в магазине дают сдачу, сколько конфет или мороженого можно было бы купить на сумму, в которую обошелся ремонт сломанной им игрушки.
Мы вполне можем в присутствии ребенка обсуждать какие-то крупные покупки, планировать отпуск или решать, сколько денег и на какие цели нам необходимо отложить. Когда ребенок станет постарше, можно поручить ему залезть в интернет, проанализировать соотношение цены и качества, найти самый выгодный с его точки зрения вариант. Часто родители, подключив детей к решению материальных вопросов, бывают удивлены, насколько разумными и полезными могут быть их суждения и поступки.
Каждый разговор о семейном бюджете, о тратах и покупках – это повод показать ребенку правильную модель обращения с деньгами, передать ему свой опыт.
«Человеку не нужно ничего сверх того, что ему дала природа. За исключением денег». Юзеф Бестер

Чтобы научить рационально использовать любой ресурс, этот ресурс надо ограничить. Вначале ограничения вводятся извне – родителями. Например, мы едем с семьей в парк аттракционов и выдаем ребенку определенную сумму денег, объясняя что сверх этого он ничего не получит. Если ребенок маленький, можно предварительно обговорить, на что он собирается потратить эту сумму – что хочет купить, сколько попкорна съесть и т. д. Если это подросток, можно предоставить ему полную свободу. К концу дня станет понятно, как ребенок распорядился финансами. Смысл не в том, чтобы контролировать его траты, а в том, чтобы вовремя корректировать неправильные тенденции в обращении с деньгами и усиливать правильные.
Очень полезно устраивать совместные походы за покупками. Дети наблюдают за нами, имитируют наше поведение, перенимают наши покупательские предпочтения. Еще лучше, если мы научим их думать самостоятельно, интересоваться ценой и прикидывать, стоит ли вещь таких денег.
Чтобы ребенку было на чем учиться, ему нужны карманные деньги. Важный момент: карманные деньги – это не плата за хорошие оценки, уборку комнаты, кормление собаки, это скорее символ принадлежности ребенка к семье. Сумма может быть больше или меньше, но получение карманных денег ни в коем случае не должно быть связано с успехами ребенка, он не должен их лишаться за какие-то проступки.
Для ребенка карманные деньги – это элемент его личной свободы, и задача родителей – научить его этой свободой пользоваться. Поэтому объяснения, как лучше распорядиться карманными деньгами – потратить, сберечь, подарить – никогда лишними не будут. Но окончательное решение – за ребенком, иначе обесценивается сама идея приобретения опыта. Начинать лучше с небольших сумм. Важно, чтобы ребенок понимал ценность этих денег, помнил, что родители их зарабатывают, тратят свое время и силы и что эти деньги являются частью семейного бюджета.
Открыто и честно
Деньги – это своего рода «разновидность энергии», поэтому относиться к ним нужно серьезно, с уважением, но в то же время спокойно и не мистифицируя их. Много лет прожив в обществе, где разговоры о деньгах считались дурным тоном, мы еще по инерции боимся говорить о них откровенно, особенно с собственными детьми.
Деньги – тема действительно сложная, на ней легко споткнуться. Чтобы этого не случилось, нам придется посмотреть на себя со стороны, подумать, что мы делаем не так и что необходимо скорректировать.
Когда наша семейная «денежная политика» выстроена верно, мы можем открыто и честно обсуждать финансовые вопросы с детьми и формировать у них зрелое отношение к деньгам.
Свежие комментарии