На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Психолог

45 368 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Нестеровп
    Всякое бывает....живу во 2 браке уже 32 года,муж младше на 10 лет,в первом браке прожила 21 год.....всякое было...ест...«В отношениях не ...
  • Владимир Акулов
    Если  пытаться  с  помощью положительной  визуализации  достигать  реальные  цели  -это  невозможно...Мечтать  и  нич...Нейрохакинг: как ...
  • Аленка 666
    Я пробовала по-настоящему мстить. И когда отомстила - большего кайфа в жизни я не испытывала. И обида сразу прошла......"Мозг-предатель":...

Почему, выходя из комнаты, мы забываем, зачем шли

Трое психологов из университета Нотр-Дам опубликовали исследование под необычным названием «Проход через дверной проём приводит к забыванию». В ней учёные при помощи видеоигр и виртуальной реальности проверяли реальный эффект, который известен практически каждому.

Представьте, что вы решили что-то сделать, для чего необходимо пройти в другую комнату.

Например, выпить стакан воды на кухне. Вы встали, пришли в кухню, и вдруг понимаете, что забыли, зачем шли. Знакомая ситуация? Психологи тоже хорошо знают этот эффект.

Мы обычно пытаемся объяснить себе этот раздражающий факт тем, что наши мысли были заняты чем-то другим, или то, что мы хотели сделать, было не слишком для нас важным, или же мы просто на что-то отвлеклись. Но исследователи решили изучить этот вопрос с научным подходом.

В первой части эксперимента испытуемые играли в видеоигру. В простом трёхмерном окружении им нужно было взять со стола в комнате некий геометрический объект и «отнести» его на другой стол. Затем игрок клал на тот стол принесённый объект и брал другой. При этом во время перемещения между столами объект не был виден игроку – он был в условном «рюкзаке».

Иногда другой стол находился в этой же виртуальной комнате, иногда – в другой комнате, но на том же расстоянии. Чтобы пройти в другую комнату, игрокам необходимо было пройти через дверной проём. Как вы уже догадались, иногда игроков внезапно спрашивали, какой объект у них в рюкзаке. Как ни удивительно, но игроки, прошедшие через дверной проём, отвечали на этот вопрос гораздо хуже.

Вторая часть эксперимента проходила в реальных комнатах с реальными объектами.
Испытуемые, передвигаясь между столами, носили объекты в коробках. И здесь сработал такой же эффект – при проходе через дверной проём память отказывала чаще.


Возникает вопрос – всё-таки, дело в том, что человек проходит через дверь, и оттого забывает, или же ему просто легче вспомнить его задачу, находясь в той же комнате, где он её себе поставил? То есть, зависит ли способность запоминания от контекста и окружения? Для проверки этого экспериментаторы сделали ещё одну виртуальную реальность, где испытуемые так же носили объекты между столами. Но при этом, выходя из двери, они иногда попадали в другую комнату, а иногда – в ту же самую, откуда вышли. Но в любом случае, оказывалось, что дверные проёмы играют свою пугающую роль. Контекст, то есть возврат в ту же самую комнату, ничего не решал.

Заключение психологов следующее: судя по всему, на запоминание влияет не только концентрация и важность задачи. У памяти есть зависимость от происходящих событий – как назвали её психологи, «событийная модель». Мозг хранит информацию до тех пор, пока она остаётся актуальной. Когда, по мнению сознания, информация устаревает – она удаляется, чтобы освободить место для новой. 

Событие, связанное с покиданием комнаты, где была поставлена задача, приводит к освобождению «места» в памяти для новых данных – а старые данные считаются «устаревшими». Такими же событиями могут стать и другие вещи – стук в дверь, завершение некоей сложной задачи, сильно отвлёкшее вас действие.

Объём оперативной памяти ограничен, поэтому вместо того, чтобы пытаться держать в уме всё сразу, человек всё время освобождает место для чего-то нового. Записывайте!

 

Источник

наверх