Психолог

45 432 подписчика

Свежие комментарии

  • Роман Степанов
    Я десять лет с такой гнилой прожил, пока она не подготовилась и выждав момент, когда я был в ЗБД выгребла всё под нол...Узнать человека с...
  • Алиса Майская
    Этот текст написан не психологом, (как бы себя не презентовала Кирьянова). Суть таких отношений не в какой-то там "эн...Экология жизни: т...
  • Алиса Майская
    Чушь полная. "Отпустить от себя" - и все! Если бы это было так просто, никто бы не страдал паническими атаками, суть ...Примеры избавлени...

Почему, выходя из комнаты, мы забываем, зачем шли

Почему, выходя из комнаты, мы забываем, зачем шли

Трое психологов из университета Нотр-Дам опубликовали исследование под необычным названием «Проход через дверной проём приводит к забыванию». В ней учёные при помощи видеоигр и виртуальной реальности проверяли реальный эффект, который известен практически каждому.

Представьте, что вы решили что-то сделать, для чего необходимо пройти в другую комнату. Например, выпить стакан воды на кухне. Вы встали, пришли в кухню, и вдруг понимаете, что забыли, зачем шли. Знакомая ситуация? Психологи тоже хорошо знают этот эффект.

Мы обычно пытаемся объяснить себе этот раздражающий факт тем, что наши мысли были заняты чем-то другим, или то, что мы хотели сделать, было не слишком для нас важным, или же мы просто на что-то отвлеклись. Но исследователи решили изучить этот вопрос с научным подходом.

В первой части эксперимента испытуемые играли в видеоигру. В простом трёхмерном окружении им нужно было взять со стола в комнате некий геометрический объект и «отнести» его на другой стол. Затем игрок клал на тот стол принесённый объект и брал другой. При этом во время перемещения между столами объект не был виден игроку – он был в условном «рюкзаке».

Иногда другой стол находился в этой же виртуальной комнате, иногда – в другой комнате, но на том же расстоянии.

Чтобы пройти в другую комнату, игрокам необходимо было пройти через дверной проём. Как вы уже догадались, иногда игроков внезапно спрашивали, какой объект у них в рюкзаке. Как ни удивительно, но игроки, прошедшие через дверной проём, отвечали на этот вопрос гораздо хуже.

Вторая часть эксперимента проходила в реальных комнатах с реальными объектами. Испытуемые, передвигаясь между столами, носили объекты в коробках. И здесь сработал такой же эффект – при проходе через дверной проём память отказывала чаще.

Возникает вопрос – всё-таки, дело в том, что человек проходит через дверь, и оттого забывает, или же ему просто легче вспомнить его задачу, находясь в той же комнате, где он её себе поставил? То есть, зависит ли способность запоминания от контекста и окружения? Для проверки этого экспериментаторы сделали ещё одну виртуальную реальность, где испытуемые так же носили объекты между столами. Но при этом, выходя из двери, они иногда попадали в другую комнату, а иногда – в ту же самую, откуда вышли. Но в любом случае, оказывалось, что дверные проёмы играют свою пугающую роль. Контекст, то есть возврат в ту же самую комнату, ничего не решал.

Заключение психологов следующее: судя по всему, на запоминание влияет не только концентрация и важность задачи. У памяти есть зависимость от происходящих событий – как назвали её психологи, «событийная модель». Мозг хранит информацию до тех пор, пока она остаётся актуальной. Когда, по мнению сознания, информация устаревает – она удаляется, чтобы освободить место для новой. 

Событие, связанное с покиданием комнаты, где была поставлена задача, приводит к освобождению «места» в памяти для новых данных – а старые данные считаются «устаревшими». Такими же событиями могут стать и другие вещи – стук в дверь, завершение некоей сложной задачи, сильно отвлёкшее вас действие.

Объём оперативной памяти ограничен, поэтому вместо того, чтобы пытаться держать в уме всё сразу, человек всё время освобождает место для чего-то нового. Записывайте!

 

Источник

Картина дня

наверх