Знать много и мочь много – разные вещи. Можно наполнять голову идеями, но пока они просто хранятся у вас в голове, они даже не принадлежат вам. Их хозяин тот – у кого вы их узнали.
Каждая практичная мысль должна обретать форму.
Римский философ Сенека сравнивал обучение с работой пчёл. Работа этих насекомых состоит из двух частей: сбора нектара и производства мёда.
Вкус мёда зависит от того, нектар каких растений принесут пчёлы для обработки. После того, как нектар доставлен, рабочие пчёлы перерабатывают его и закупоривают в соты для хранения.По словам Сенеки, так же должен быть устроен процесс усвоения знаний у человека.
Сначала мы собираем из разных источников знания (нектар), потом перерабатываем его и создаём что-то материальное и полезное (мёд).
Вот что писал Сенека: «Пусть то же самое будет и со всем, что питает наш ум: нельзя, чтобы почерпнутое оставалось нетронутым и потому чужим. Его нужно переварить, иначе это будет пища для памяти, а не для ума».
Результаты человека не имеют прямой зависимости от объёма знаний. В любой сфере есть только пороговый уровень, которым нужно овладеть, чтобы дальше было проще решать похожие задачи. Например, аккорды при игре на гитаре или таблица умножения в математике. После их изучения мы можем комбинировать варианты и создавать что-то новое.
Чтобы стать художником, иногда достаточно уметь держать кисть и водить ей по мольберту.
Главное – делать это.
И делать это по-своему.
Свежие комментарии