Техники вежливого, но эффективного отказа любому человеку

Если вы никому не отказываете, это еще не значит, что вы действуете во благо. Если вы не умеете говорить «нет», другим людям будет нетрудно заставить вас поступать так, как им хочется. Умение твердо возражать — это важный этап в борьбе за самостоятельность мышления и поведения, за твердое следование своим намерениям.

Вежливый, но эффективный отказ: несколько простых техник

Научиться твердо возражать — важный этап в борьбе за самостоятельность мышления и поведения, за твердое следование своим намерениям.

Если вы не умеете говорить «нет», другим людям будет нетрудно заставить вас поступать так, как им хочется.

Речь идет не просто о ситуации, когда вы не хотите своим отказом причинить кому-нибудь неприятность. Существуют ситуации, при которых отказ более гуманен по отношению к окружающим, нежели тщетные усилия удовлетворить их желания.

  • Первая группа — это ситуации, в которых вы точно знаете, что не сможете выполнить просьбу. Тем не менее, вы соглашаетесь, а затем ее не выполняете. Так вы подводите человека, который на вас рассчитывал. Вы бы не причинили ему такого вреда, если бы сразу известили, что его просьба не будет выполнена.
  • Вторая группа ситуаций обычно связана с любовными отношениями, лишенными взаимности. Если вам симпатизирует человек, который вам не нравится, а вы с ним встречаетесь для того, чтобы не расстроить его отказом, вы неизбежно причините ему еще большую боль позже, когда будете вынуждены сказать правду. Вы глубоко раните человека на более продолжительное время, потому что в самом начале не сумели сказать ему «нет».
  • Третья группа ситуаций относится к тем случаям, когда выполнение просьбы влечет за собой нарушение закона или может причинить кому-нибудь вред, а вы этого не хотите.

Если вы никому не отказываете, это еще не значит, что вы действуете во благо. В конце концов, страдают оба: один — от обманутых надежд, другой — от ощущения беспомощности и укоров совести, а впоследствии еще и от чувства вины.

Выделим две группы ситуаций, когда другой человек пытается побудить вас сделать то, что не в ваших интересах.

  1. Вас просят что-то сделать, в чем-то уступить для того, чтобы помочь просящему.
  2. Вам предлагают «для вашего блага» то, что вам не нужно.

В каждом случае необходимо отделить то, что нужно другому, и то, что в ваших интересах: «провести личную границу».

1. Личные границы и отказ

Способность сказать «нет» имеет критическое значение для каждого человека. Она служит всему миру знаком: «Я — личность. У меня есть потребности, вкусы, предпочтения, которые столь же важны, как и ваши. Я могу за себя постоять». Когда вы говорите «нет», вы обозначаете границы своего суверенитета. Нужды и потребности всех остальных людей в мире находятся за проведенными вами границами. Внутри — ваши собственные потребности и чаяния.

Одна из причин того, что вам трудно охранять собственные интересы, может состоять в том, что ваши ранние решения заставляют вас ставить на первое место интересы других людей, а заботу о себе считать проявлением эгоизма.

Особые проблемы со словом «нет» имеют люди с нарушенной самооценкой. Они чувствуют себя недостойными давать отпор окружающим. Они не чувствуют себя вправе устанавливать границы своего «я». Они боятся, что, сказав «нет», потеряют работу или друзей, и надеются, что своей покладистостью не рассердят окружающих.

Между тем, то обстоятельство, что вы кого-то не устраиваете, ничего не говорит о том, хороши вы или плохи, достойны любви или нет.

Если вовремя не ограничить «территориальную целостность» своей личности, постепенно накапливаются впечатления, что вас постоянно используют в непонятных целях. Каждый может потратить ваше время или потеснить вас в пространстве. Вы тратите свое время и силы ради тех, кто не дает вам взамен никакой радости.

Во многих случаях простое «нет» или «спасибо, нет» — все, что нужно для установления личных границ. Вы не обязаны ничего объяснять. Вам нет нужды извиняться. Чем проще отказ, тем он убедительней и конструктивней. Ваши отказы, произнесенные любезным, но вполне уверенным тоном, создадут ощущение, что вы отвергаете не самого человека, а только его просьбу. В других обстоятельствах у вас может появиться желание объясниться подробней.

2. Отказ «Обозначение границ»

Реализация этой техники осуществляется в три этапа: вы отдаете просителю должное, определяете свою позицию и проводите разграничительную линию. Если вы используете все три компонента, вам нет нужды в ответ на просьбу сердиться или пускаться в объяснения.

  1. Отдайте просителю должное. Если вы не очень понимаете, о чем вас просят, переспросите, чтобы узнать подробней. Когда вы обратили должное внимание на просьбу, проситель может быть уверен, что понят правильно. Если вас просят о невыполнимом одолжении — поблагодарите за то, что обратились именно к вам. Если вам предлагают то, что вам не нужно — поблагодарите за заботу: «Я рад(а), что вы обратились именно ко мне» или «Это замечательное предложение».
  2. Определите свою позицию (предпочтения, чувства, понимание ситуации). Определите для себя, сможете ли вы сделать то, о чем вас просят, хотите ли вы этого и будете ли делать. Если вы решили отказать, то ведите себя уверенно и конструктивно, насколько можете. Не надо извиняться, принижать себя. Просто дайте понять, каково вам: «Я слишком устал(а) под вечер»; «Я уже связан(а) другими обязательствами»; «В пятницу встретиться совершенно невозможно»; «Сейчас я никак не смогу выкроить время»; «Боюсь, что я ничего не могу для вас сделать»; «Я этим не занимаюсь, извините».
  3. Скажите «нет». Уверенно и однозначно откажите: «Спасибо, нет»; «Нет, не хочу»; «Нет, я лучше не буду»; «Мне это не подходит».

В большинстве случаев этого достаточно. Однако некоторые люди проявляют настойчивость, чтобы добиться от вас того, на что они не имеют права. Они пытаются вами манипулировать, то есть сыграть на ваших чувствах:

  • вызвать вашу жалость: «Я очень расстроюсь… У меня будут из-за тебя большие неприятности… Я покончу с собой…»;
  • обратиться к вашему самолюбию: «Такой добрый человек как ты не может оставить в беде…»;
  • обратиться к неустойчивой самооценке: «Что, испугался?! Если не выпьешь, значит, ты слабак!»;
  • шантажировать: «Если не сделаешь, я с тобой не буду дружить».

3. Техника «Перманентный отказ»

Противостоять манипулятору помогает техника перманентного отказа. Однозначно, четко и лаконично, используя технику проведения границ, мы формулируем то, чего не желаем:

  1. Благодарность за доверие, предложение.
  2. Аргументация отказа.
  3. Вежливый, но твердый отказ. Далее мы выслушиваем аргументы просящего (или предлагающего), повторяем их, чтобы он понял, что мы его слышим, и снова отказываем.
  4. Выслушивание и повторение аргументов оппонента.
  5. Вежливый и твердый отказ.

Мы не позволяем увести себя в сторону, не поддерживаем побочных тем, словно противоположная сторона их не произносит. Мы не приводим никаких доводов в свое оправдание, не объясняем, почему мы не желаем того или другого.

Неприятное впечатление от отказа стремимся сгладить благодарностью за сделанное нам предложение, даже если не проявляем к нему интереса. Мы разделяем позитивные намерения и цели противоположной стороны; соглашаемся со всем, что говорит нам другой человек, если это правдиво или, по крайней мере, выглядит вероятным.

Только в одном мы продолжаем вести свою линию: вразумительно говорим о том, чего не желаем. Не стоит реагировать на попытки противоположной стороны вовлечь вас в сети манипуляции. Разумно ограничиться одним лишь отказом и исключить какие-либо высказывания, унижающие достоинство оппонента.

Мы можем отказывать не только в том, что незаконно, но и в тех ситуациях, где мы отказываться не обязаны, где у нас есть выбор. Последние ситуации представляют для многих людей особую проблему: трудно отказать из страха перед осуждением, обидой со стороны просящего. В основе этого страха лежит иррациональное убеждение: «Я обязан быть хорошим(ей) для всех».

4. Некоторые дополнительные техники отказа

  • Держите паузу. Если вы имеете проблемы с обозначением своих личностных границ и автоматически отвечаете согласием на любую просьбу, попробуйте для начала оттягивать свой ответ. Возможно, вам удастся продумать его тщательней, если не будет давления со стороны. «Я позвоню вам в конце недели»; «Я дам вам знать к середине дня»; «Можно, я перезвоню вам через пять минут?»
  • Проявляйте сочувствие. Если партнер начинает рассказывать вам о своих трудностях, то, прежде всего, нужно отнестись к ним с пониманием, но не более того, а именно: «Это действительно серьезная проблема, я понимаю» или: «Да, мне жаль, что у вас такие трудности», — и на этом решительно остановиться. Вы не обязаны никого выручать, если вам это не нужно. Можно сказать и так: «Да, плохо дело, но я надеюсь, вы непременно найдете выход».
  • Не перебирайте с извинениями. Когда вы извиняетесь за свой отказ, вы тем самым, может быть, не намеренно, признаетесь перед собой и перед другими, что не чувствуете себя вправе постоять за себя. Вы говорите буквально следующее: «Простите меня за то, что мои интересы для меня ближе ваших». Чрезмерные извинения с вашей стороны как бы приглашают других еще чуть-чуть на вас надавить — и вы сдадитесь.
  • Не принижайте себя. Есть люди, которые определяют свои личностные границы, занижая собственные возможности. «Я слишком слабый (тупой, неуклюжий, бедный, напуганный)». По большому счету, говорить «не хочу» лучше, чем говорить «не могу». Когда вы говорите «не могу», другой, якобы для вашей же пользы, станет вас убеждать, что нет, вы такой, вы можете. И тогда вам придется доказывать вашу же несостоятельность. Но если вы говорите «не хочу», то спорить не о чем.
  • Будьте точны. Определяйте точно, что вы готовы совершить, а что делать не будете: «Я готов помочь вам перенести мебель, но только не укладывать вещи»; «Я могу вас подвезти до работы, но только если к четверти девятого вы будете готовы».
  • Следите за своими интонациями и жестами. Стойте или сидите в удобной для вас позе. Смотрите в глаза собеседнику. Говорите уверенно, полным голосом. Пусть ваша поза и ваш голос служат дополнительным подтверждением вашей уверенности.
  • Остерегайтесь чувства вины. Сказав «нет», вы можете захотеть сделать что-нибудь для того, кому только что отказали. Убедитесь, что ваш порыв не вызван чувством вины. Лучше не связывать себя обещаниями, о которых потом будете жалеть.

Каждый имеет полное право попросить то, что ему необходимо, ожидать, что вы выполните его просьбу и расстраиваться, если не получает желаемого. Вы можете сделать для него любезность, но можете и отказать в ней, если речь не идет о выполнении закона или ваших обещаний. При этом вы не обязаны мучить себя чувством вины, потому что не обязаны быть для всех хорошими.

Автор: Петр Bacильeвич Шeмeтoв, доктор экономических наук, профессор кафедры управления Новосибирского государственного университета экономики и управления.

Источник ➝

Зеркало души

Физиология говорит о том, что глаза — часть головного мозга, вынесенная наружу. По их состоянию, движениям, окраске можно определить многие процессы, происходящие в голове.

 Если во время стресса зрачок быстро расширяется и занимает практически всю поверхность радужной оболочки, значит, человек обладает мягким, податливым характером. В споре он скорее уступит своему оппоненту, даже если это противоречит его интересам.

Свойство зрачка расширяться при возбуждении активно используется маркетологами.

На полках крупных магазинов они устанавливают скрытые камеры. Когда посетитель смотрит на товар, который хочет купить, его зрачки расширяются, и специалисты, отслеживающие этот процесс, понимают, на какие товары нужно сделать ставку при создании маркетинговой стратегии.

Этим же методом пользуются опытные продавцы на рынке. Если клиенту нравится товар, но покупка может не состояться из-за завышенной стоимости, расширенные зрачки покупателя расскажут продавцу о том, что стоит немного снизить цену.

Выражение «Глаза потемнели от злости» вовсе не является художественным оборотом. Психологи заметили, что радужная оболочка глаза разгневанного человека становится более темной. В счастливые моменты, при общении с любимым человеком зрачки, напротив, светлеют. Таким образом, оттенок глаз может быть инструментом для понимания истинного отношения собеседника.

Кроме того, по направлению взгляда можно понять, говорит ли человек правду. В рамках нейролингвистического программирования была разработана схема глазодвигательных реакций. Она представляет собой квадрат, состоящий из 9 равных секторов, каждый из которых соответствует тем или иным мыслительным процессам собеседника. Если во время разговора человек смотрит в левый верхний угол, вероятнее всего, он лжет. Когда взор направлен в правый верхний или средний сектор, он озвучивает события, произошедшие в прошлом.

Как влияет индивидуальность зрачка?

Цвет, разрез и величина глаз дают много информации об их обладателе. Большие миндалевидные — принадлежат отрытым, дружелюбным людям с широкой душой, которые ценят жизнь во всех ее проявлениях, достоинства и недостатки окружающих принимают как данность и не пытаются бороться с судьбой.

Большие удлиненные — являются признаком сдержанного человека с большими амбициями. У него выстроены большие планы на будущее, а к поставленным целям он идет уверенными шагами.

Большие глаза.

Глубоко посаженные — указывают на скрытную и осторожную натуру. Это вовсе не трус. Напротив, врожденная подозрительность, высокий уровень возбудимости и животная интуиция делают такого человека опасным соперником.

Людей с узко посаженными глазами можно назвать прагматичными рационалистами. При достижении поставленных целей они стараются все проанализировать, постичь смысл происходящего вокруг.

Что может рассказать цвет глаз?

Большинство голубоглазых людей — это романтики и мечтатели. Они с оптимизмом встречают любую неприятность, а если обстоятельства все-таки выведут их из равновесия, то вспышка гнева будет недолгой.

Сероглазые люди любят разгадывать головоломки. Они ищут загадки даже в простых житейских ситуациях, поэтому общение с ними никогда не бывает скучным. Они независимы, настойчивы, уверены в решении сложных интеллектуальных задач.

Черные глаза — это отражение страстной натуры. Такие люди настойчивы, упрямы, однако им не хватает терпения и выдержки, во время стресса они могут потерять контроль над собой. В то же время врожденная интуиция помогает черноглазому человеку быстро найти выход из сложной ситуации.

Из зеленоглазого человека получается хороший руководитель: строгий, справедливый, требовательный к себе и окружающим. У него достаточно терпения для выбора правильного пути выхода из самого сложного положения.

Синий оттенок глаз может указывать на надменность, высокомерие, конфликтность. За такими людьми закрепилась репутация черствых упрямцев, которые не способны понять чувства других. Синий цвет глаз может говорить о высокомерии.

Желтый оттенок встречается редко. Он указывает на способность их обладателя считывать чужие мысли и чувства.

Глаза и невербальное общение

 

Характер взгляда может многое рассказать об отношении человека к собеседнику. Выделяют следующие категории:

  1. Деловой. Направлен на глаза и лоб партнера, настраивает на атмосферу сотрудничества.
  2. Социальный. Сосредоточен на глазах и губах собеседника, выражает дружелюбие и расположение к общению.
  3. Интимный. Охватывает область от глаз до уровня промежности человека, показывает заинтересованность в потенциальном сексуальном контакте. При этом мужчины пользуются этим инструментом общения более активно, чем женщины.
  4. В упор. Демонстрирует вызов или угрозу. Его часто можно увидеть в животном мире, когда незнакомец вторгается на чужую территорию. С его помощью иногда выстраивается иерархия внутри коллектива. Например, подчиненные избегают прямо смотреть на руководителя, чтобы не вызвать у него неосознанной агрессии.

 

Как влияют очки?

Через положение очков также можно рассмотреть эмоциональный настрой человека. Так, взгляд поверх очков означает осуждение или критический настрой по отношению к собеседнику. Правила этикета предписывают людям, носящим очки, снимать их, когда они говорят, и надевать, когда слушают.

Картина дня

))}
Loading...
наверх