На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Психолог

45 383 подписчика

Свежие комментарии

  • Аленка 666
    Писали везде - без толкуОбычное утро невр...
  • Владимир Акулов
    Потому  что  не  было  на  эту  отравительницу    ЗАЯВЛЕНИЯ    в  прокуратуру...Пишите  на  нее  заявления.  Власти  ...Обычное утро невр...
  • Аленка 666
    А у нас психбольная всех собак в подъезде перетравила, и ей ничего за это не было, даже в дурку не забираютОбычное утро невр...

Кризис среднего возраста: Шопенгауэр был неправ

22 февраля 2018 года исполнилось 230 лет со дня рождения Артура Шопенгауэра. По этому случаю ЧТД делится историей Кирана Сетья (Kieran Setiya), профессора философии Массачусетского технологического института и автора книги «Средний возраст», которому не удалось избежать кризиса сорокалетия, но удалось выйти из него с честью.

Больше двух с половиной тысяч лет философы размышляют о счастливой жизни, но вот о кризисе 40 лет они редко задумывались. Но именно он, классический кризис середины жизни, поджидал меня ближе к сорока. Я построил прекрасную академическую карьеру, стал профессором в университете — в общем, мне удалось воплотить свою давнюю мечту. Но когда выдавалась свободная от дел минута, в голове всплывал вопрос: и что дальше? Мне казалось, что в жизни нет разнообразия и четкой цели. Каждая выполненная задача просто сменялась следующей. Вот я допишу эту статью, дочитаю этот курс, а потом мне придется заниматься тем же самым снова и снова. Я не считал, что моя работа вовсе не имеет смысла. Каждое отдельное действие было разумным и обоснованным. Но в целом результат казался каким-то пустым.

Может, вы тоже с таким сталкивались: вроде делаешь что-то полезное и важное, но не понимаешь, зачем это надо. Кризис среднего возраста может принять и такую форму.

Парадокс в том, что успех ощущается как неудача. Как обосновать это с философской точки зрения? Что не так с моей жизнью?

Чтобы разобраться в этом вопросе, я обратился к трудам Артура Шопенгауэра, философа-пессимиста XIX века. Он был убежден в бессмысленности желаний. Его бы совершенно не удивило, что воплощение мечты или плана не делает меня счастливым. Однако вовсе ничего не хотеть тоже плохо.

По Шопенгауэру, неважно, есть у вас желания или нет, вы всегда в проигрыше. Если вы получите то, что хотите, — вам больше не к чему будет стремиться. У вас не будет цели, вас охватит «страшная пустота и скука» (так Шопенгауэр пишет в программной работе «Мир как воля и представление»).

Чтобы жизнь не казалась напрасной, в ней должны быть недостигнутые цели, невыполненные задачи. Но и это плохое лекарство, потому что вы будете страдать от невозможности получить то, что вам нужно. Тогда ваша жизнь «качается, подобно маятнику, взад и вперед между страданием и скукой, на которые и распадается в своих последних элементах».

Концепция Шопенгауэра может показаться слишком мрачной. К середине жизни мы часто добиваемся успеха (или полного и окончательного поражения) на ключевых направлениях: скажем, у вас есть любимая работа, идеальный партнер, прекрасные дети (или у вас ничего этого нет). В любом случае вы начинаете искать новые пути развития. Достигли вы цели или перестали к ней стремиться — не важно, результат один: вы придумываете другую цель.

Стремление получить желаемое не всегда вызывает страдание, изучать новые способы применения своих талантов бывает весело. И все-таки Шопенгауэр в чем-то прав. Его угрюмые идеи проливают свет на темный период кризиса средних лет. Новые цели всего лишь маскируют проблему. Когда они появляются, интерес к ним поддерживается обещанием успеха. Но как только успех достигнут, удовольствие от этого уже в прошлом. И ваше желание заняться следующим проектом постепенно сходит на нет. Интересные занятия не закончатся, просто вы поймете, что они исчезнут из вашей жизни, когда будут завершены.

Вы своими руками избавляетесь от того, что наполняет ваше существование смыслом. Как будто заводите новых друзей только для того, чтобы с ними попрощаться.

Так возникает образ типичного персонажа в кризисе: перфекционист и одержимый трудоголик, которому его бурлящая делами жизнь кажется пустой и бессмысленной. Проблема в том, что вы никогда не сможете достичь удовлетворения, к которому стремитесь. Оно либо в будущем (если вы только принялись за дело), либо в прошлом (если дело уже сделано).

И как же решить эту проблему? Шопенгауэр считает, что решения нет. То, что я называю кризисом среднего возраста, для него всего лишь природное состояние человека.

Но Шопенгауэр был не прав. Чтобы увидеть его ошибку, нужно разграничить два понятия: замыслы, которые мы действительно хотим воплотить в жизнь, и занятия, смысл которых в другом.

Если воспользоваться лингвистической терминологией, первые действия можно назвать предельными, или «телическими» (от греческого telos — «завершение, цель»). Предполагается, что такие планы будут исполнены и затем отброшены: вы к ним больше не вернетесь. Вы прочитаете лекцию, женитесь, добьетесь повышения по службе. Но не у всех наших занятий такая структура. Второй тип — непредельные, или «ателические» дела: у них нет ясно выделенного конечного пункта, четкой стадии завершения, после которой нет смысла ими заниматься. Родительские обязанности, общение с друзьями, прослушивание музыки... Вы, конечно, можете перестать все это делать. Но не завершить, потому что это бесконечный процесс, а не задача с конечным результатом.

Кризис, согласно Шопенгауэру, возникает из-за того, что мы концентрируемся на телических проектах. Тогда выход в том, чтобы наслаждаться процессом, а не результатом, наполнять жизнь смыслом через дела, у которых не может быть ясной финальной точки и которые поэтому не обесцениваются в наших глазах. А еще так мы не испытываем страданий из-за отсутствия удовлетворения (которое, как мы помним, недостижимо).

Не нужно вовсе отказываться от осуществления планов. Достижения тоже важны. Но и в таких делах концентрируйтесь на самом процессе воплощения замысла. Молодежь и старики обычно лучше умеют наслаждаться жизнью, чем люди среднего возраста, и это неудивительно: первые еще не подошли к точке, где нужно достичь ключевых жизненных целей, вторые уже ее прошли. Поэтому для них естественнее жить настоящим и искать смысл в «непредельных» действиях, ценность которых раскрывается здесь и сейчас.

В середине жизни сложно найти равновесие между телическими и ателическими проектами. Но мы обязаны научиться этому, если хотим преодолеть кризис среднего возраста и избежать (назло Шопенгауэру) «страшной пустоты и скуки».

Оксана Михалева

Источник

Картина дня

наверх