Что знает каждый художник всех направлений? Вылепить, написать, нарисовать экспрессию проще всего. Создай воина, шагнувшего вперёд, гордо несущего развевающийся флаг, с озверело-упрямым лицом – и тебе поверит зритель. Напиши страдание, мучение - и зритель запереживает, даже твоих огрехов не заметит.
И второе, что знают художники – передать юмор, смех – сложнее всего. Такое, увы, подвластно не всем. А передать так, чтобы зарядить весельем поколения зрителей – это уже самый высокий уровень, как в компьютерной игре – уровень Бога.
И есть, к счастью, голландский «золотой век», который породил множество шутливых картин, передающих радость жизни. Они прекрасны, и теперь в Нидерландах лучшие полотна собрали в тематическую выставку «Смех в искусстве. Юмор в Золотом веке».
В те годы в погоню за неуловимым смехом пускались мастера великие и не слишком, его писали утрехтские караванжисты, бесчисленные мастера галантных сценок, бытописцы кабацкой жизни, его писали Рембрандт, Вермеер и Брауэр.
Смеющийся скрипач
Геррит ван Хонтхорст
Но лучше всех смех писал великий Франс Хальс.
Около трёхсот приписываемых ему работ делятся на две группы: заказные портреты и полотна, написанные без внешнего повода.
Его заказчиками были бюргеры, дворяне, учёные, стрелковые роты и опекунские советы.
Для собственного удовольствия он писал детей, актёров, музыкантов, трактирщиков, рыбаков, нищих… Ему нравилось объединять героев движением, ловить их на незаконченном, размытом жесте.
Кстати, Хальс был дважды женат, и от обоих браков у него было двенадцать детей. Сыновья Хальса часто позировали отцу, и всегда в их глазах искрился смех, а Хальс писал веселье. Как сегодня любят говорить – счастливое детство, оно у него получалось очень живо – сами видите.
За живость кисти ему прощали «недостаточность выделки» и творческое хулиганство — он часто писал без подмалёвка, за один-два сеанса, мог небрежно затереть часть фона ладонью, никогда особенно не сосредотачивался на фактуре ткани, давая их лишь намёком (и всё равно мало кто так убедительно писал мех, сукно, смятое кружево и полотно).
Весельчаки на масленице (Веселое общество)
Франс Хальс
Подобная многословность ему не свойственна, ведь его основной нишей были портреты. Более того, «Масленичная королева» наполнена символами, которые так любила Голландия, и не слишком ценил Хальс — костюмы кавалеров, претендующих на внимание красавицы, сразу сообщают, чего ей от них можно ждать.
17 век — время, когда дети на картинах окончательно покидают тесную нишу «младенец-Иисус, маленький Иоанн-Креститель и ангелы». Художникам становится интересна детская мимика и пластика, они охотно пишут детей не только в семейных портретах, но и в жанровых сценках, снабжая их умилительными аксессуарами — птичьими клетками, котятами и щенками.
Но Хальс и здесь прекрасно обходится без лишних деталей — всё, что ему нужно, чтобы зрителю захотелось смотреть на ребёнка, это сам ребёнок.
Портрет семьи с детьми на фоне пейзажа
Франс Хальс
Франс Хальс
Франс Хальс. Групповой портрет офицеров стрелковой роты Гарлема
Групповой портрет офицеров стрелковой роты Гарлема
Франс Хальс
Франс Хальс.
Групповой портрет офицеров стрелковой роты Гарлема
Цыганка
Со временем смех хальсовских героев теряет былую радость,
как постепенно теряет её и сам художник.
Мулат
Франс Хальс
Малле Баббе
Франс Хальс
Портрет Малле Баббе нельзя назвать ни смешным, ни забавным, ни хоть сколько-нибудь привлекательным, её смех веселит только её саму — но оторваться от неё невозможно. Притягательность этого образа ощущали и другие художники и, несомненно, клиенты — в Нью-Йорке, в музее Метрополитен «живёт» ещё одна Малле Баббе, созданная, вероятно, учеником Хальса и минимум две Малле Баббе перебирают рыбу на жанровых картинках в духе Адриана Брауэра (некоторое время учившегося у Хальса).
Хан ван Меегерен. «Малле Баббе», 1940
Свежие комментарии