Во времена Конфуция китайский развод выглядел просто: берешь жену, отвозишь ее в родительский дом и уезжаешь восвояси с легким сердцем.
Конфуций так и поступил: через несколько лет после рождения сына он вдруг взял и вернул Кикоан Ши ее престарелым родителям.
Почему вернул? История умалчивает: ученики Конфуция не любили рассказывать о разводе Учителя, поскольку этот прискорбный факт шел вразрез с его сияющим учением.
И тоже не редкость — такое поведение учеников.
Скажем, и наш Адам Мицкевич, великий польский поэт, оказался исключительно польским по воле последователей, которые бережно вычистили из архивов поэта все, написанное по-белорусски.
Вот так изображают Кикоан Ши
От неудачной любовной истории Конфуция и Кикоан Ши остались только обрывочные упоминания.
О том, что девятнадцатилетний Конфуций, скромный торговый пристав на рынке (отслеживать свежесть овощей и рыбы — важная, но совершенно не почетная работа), женился на скромной девушке из соседнего царства Сун.
О том, что, видимо, поначалу молодые жили в семье ее родителей, поскольку у Конфуция не было ни средств, ни положения в обществе, а жизнь с тещей — это во все времена и во всех странах непросто.
О том, что Кикоан Ши не очень-то была довольна тем, что муж вместо карьерного роста занят размышлениями и беседами.
Это, возможно, тоже Кикоан Ши
О том, что Конфуций в быту был человеком строгим и придирчивым, если не сказать — занудным: не терпел излишней болтовни и пустых разговоров, искренне считал, что порядочный человек не может храпеть, сурово осуждал разнообразные человеческие слабости и не скупился на оценки.
О том, что вскоре слава о Конфуции и его мудрости распространилась по Царствам, ему стали подносить подарки правители и чиновники, семья переехала в свое жилье, но счастья молодым это не добавило.
Любовь уже прошла, а теплое уважение так и не появилось. В сухом остатке наблюдалось только занудство супруга и усталость супруги.
В таком месте они, наверное, встретились
Настоящий опыт семейной жизни родил, например, такую сентенцию:
«В собственном доме трудно иметь дело с женщинами и слугами. Приблизишь их — станут развязными, удалишь — возненавидят».
Из двух зол, развязности и ненависти, Конфуций решил выбрать последнее. И удалил женщину. Навсегда.
Пример оказался заразительным: ни сын Конфуция Ли Бо Юй, ни его внук так и не построили счастливой семьи — все их браки заканчивались разводами. Оно бы все ничего — в те времена и в том месте институт брака еще не сформировался в своем пуританском и неизбежном виде.
Но если уж человек стоял у истоков этого самого института — не мог ли он все-таки постараться воплотить свою теорию в жизнь?
Обидно и то, что априори прочитывается во всех источниках: это Кикоан Ши была неудобной женой.
Можно себе представить, что это было как-нибудь так
Это она не дала возможности построить хорошую семью.
Это он от нее ушел, а не она от него окончательно устала.
Так оно или нет — Кикоан Ши не оставила миру своей истории. А в его истории она была первостатейной стервой.
Как тут не вспомнить знаменитого Сократа, который говорил:
«Попадется хорошая жена — станешь счастливым, попадется плохая — станешь философом».
Так что Вечность все же должна быть благодарна Кикоан Ши за Конфуция.
Автор: Анна Северинец
Свежие комментарии