На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Психолог

45 370 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ольга Ка
    Слова мы эти произносим, Не вдумываясь каждый день. Судьбу и счастье, между прочим, Мы этим загоняем в тень! Вот то ...Слова-блокираторы...
  • Liudmila Zabavskaja
    Господь знает все и всех любит..и всех ждёт..Притча о благодар...
  • Liudmila Zabavskaja
    Надо благодарить Господа за всё: из грусть и за радость.Притча о благодар...

Любовь и психологи. 5 романтических историй, которые оставили след в мировой психологии

Фото: Everett Collection/Shutterstock

Психологам по долгу службы приходится заниматься любовью. В том смысле, что человеческие чувства являются для них таким же объектом изучения, как для медика какая-нибудь поджелудочная железа. Только психологи тоже люди, и им свойственно влюбляться. Мы собрали пять историй о том, как чувства повлияли на развитие психологической науки.

Тюрьма и невеста

Герои. Филип Зимбардо и Кристина Маслач

История. Этот эксперимент стал, наверное, самым знаменитым в истории социальной психологии. В 1971 году профессор Филип Зимбардо оборудовал в подвале Стэндфордского университета условную тюрьму — с решетками, камерами и прочими неотъемлемыми атрибутами. Студенты-добровольцы по жребию разделились на «охранников» и «заключенных». Буквально через несколько дней участники вошли в роль: «охранники» стали чудовищно жестокими, а «заключенные» — агрессивно-покорными. Сам экспериментатор играл роль начальника тюрьмы и тоже не без удовольствия погружался в образ.

В это время Зимбардо ухаживал за девушкой по имени Кристина Маслач, незадолго до этого получившей степень по психологии. На пятый день эксперимента он пригласил ее взглянуть на происходящее:

«Мимо открытой двери моего кабинета прошествовал отряд скованных цепью заключенных, которых последний раз в день вели в туалет. Как обычно, цепь на лодыжке одного была прикована к цепи другого; на головах были большие бумажные мешки, каждый заключенный клал руку на плечо впереди идущего.

— Крис, смотри! — воскликнул я.

Кристина посмотрела и сразу отвела глаза… Ответить она не могла, потому что испытывала настоящий эмоциональный шок. По ее щекам бежали слезы. “Я ухожу. Я не поеду ужинать. Я еду домой”. Я побежал за ней, и мы начали спорить».

А вот описание событий, данное Кристиной:

«Я злилась и была напугана. Я начала плакать. Я сказала что-то вроде: “То, что ты делаешь с этими мальчишками, ужасно!” Последовала горячая перепалка. Меня это очень напугало, потому что Фил, казалось, был совсем не тем человеком, которого я знала…»

Финал. На следующее утро эксперимент был экстренно прекращен. Филип и Кристина поженились и живут вместе до сих пор. Зимбардо остается одним самых крупных социальных психологов, Маслач — главный специалист по синдрому эмоционального выгорания.

Внимание и Нобелевская премия

Герои. Даниэль Канеман и Энн Трейсман

История. К тридцати годам Даниэль Канеман имел богатый жизненный опыт: едва не погиб во время немецкой оккупации, успел послужить в израильской армии, сменить три страны… В 1965 году он оказался в Университете Мичигана и как-то раз посетил лекцию, которую читала молодая британка Энн Трейсман. Она рассказывала про психологию внимания. «Я был так впечатлен, что взял на себя обязательство написать главу о внимании в справочник по когнитивной психологии. Этот справочник так и не был опубликован, а моя глава в конечном счете превратилась в достаточно амбициозную книгу».

Финал. Несколько лет назад Даниэль Канеман приезжал в Москву на конференцию. Мы тут же отрядили корреспондентку взять у него интервью. Еще бы, единственный здравствующий психолог — лауреат Нобелевской премии. Девушка подготовилась: надела самую короткую юбку и блузку с самым глубоким вырезом. На встречу нобелевский лауреат явился под руку с некой очень серьезной дамой. Интервью сорвалось. Женщина оказалась той самой Энн Трейсман, лекция которой так вдохновила Канемана. Они поженились, хотя и не сразу, и с тех пор вместе работают на факультете психологии Принстонского университета. 

Букет цветов и отказ от кушетки

Герои. Фредерик Пёрлз и Карен Хорни

История. Середина двадцатых годов XX века. Европейскими умами владеет психоанализ и его пророк Зигмунд Фрейд. Молодой психиатр Фредерик Пёрлз проходит сеансы психоанализа у ближайших учеников великого Зигмунда. Среди тех, к кому он укладывался на кушетку, чтобы рассказать о снах и ассоциациях, была Карен Хорни. Она на восемь лет старше Пёрлза, но это не помешало ему влюбиться в своего терапевта. Однажды он явился к ней с букетом цветов, дабы выразить свои чувства. В ответ Хорни произвела подробный психоаналитический разбор его поступка вообще и подбора цветов в букете в частности.

Финал. Фредерик Пёрлз разочаровался в классическом психоанализе, обозвав его «бесполезной жизнью на кушетке». И вскоре женился на психологе Лоре Познер, вместе с которой создал новое направление практической психологии — гештальт-терапию, которая в отличие от психоанализа не копается в прошлом, а работает с клиентом по принципу «здесь и сейчас». В наши дни к этой школе принадлежат тысячи психотерапевтов по всему миру.

Ресторан и память

Герои. Неизвестная пара

История. 1925 год. В берлинском кафе сидят двое. Он Курт Левин, профессор психологии. Она Блюма Зейгарник, молодая и симпатичная студентка из России. Нет-нет, ничего интимного между ними не было: Левин часто ходил со студентами в кафе, чтобы обсудить научные вопросы. Романтику обеспечивала некая парочка, сидевшая в углу.

Зейгарник вспоминала эти события так: «Вдруг Левин буквально сорвался с места и подозвал официанта. “Там в углу, — обратился он к нему, — сидит пара. Скажите, пожалуйста, что они заказали?” Официант, не глядя в записную книжечку, перечислил. “А вот сейчас вышла парочка, — продолжал Левин. — Что они ели?” Официант начал перечислять и запутался. Тогда К. Левин спросил у меня: “Как вы думаете, почему это так?”» (цит. по журналу «Вопросы психологии»).

Так был обнаружен знаменитый эффект Зейгарник — редкий случай, когда психологической закономерности было присвоено имя открывателя, и чуть ли не единственный, когда этот открыватель — российский ученый. Эффект заключается в том, что незавершенное действие запоминается гораздо лучше, чем завершенное.

Финал. Вскоре Блюма Зейгарник вернулась в СССР. Она является одним из основателей психологического факультета МГУ, по ее учебнику патопсихологии студенты занимаются по сей день. Курт Левин в 30-е годы вынужден был эмигрировать в США.

Тайные письма бихевиориста

Герои. Джон Уотсон и Розалия Рейнер

История. Психолог Джон Уотсон был в зените славы. Достаточно сказать, что в 1915 году его избрали президентом Американской психологической ассоциации. Уотсон основал новое направление — бихевиоризм. Главный его постулат гласил, что человеческое поведение можно описать по формуле «стимул — реакция».

И тут его жена начала подозревать, что у мужа есть кто-то на стороне. Наиболее вероятным кандидатом оказалась Розалия Рейнер — аспирантка Уотсона, с которой они проводили эксперимент по выработке реакции страха. Жена пробралась в дом Розалии и выкрала их переписку. Впоследствии она была опубликована в The Baltimore Sun: «Каждая клетка моего тела принадлежит тебе — индивидуально и в совокупности... Я реагирую на тебя сугубо положительно. Как и мое сердце».

Финал. Нравы тогда были консервативные. Хотя Уотсон все-таки женился на Розалии, в 1920 году его уволили с большинства постов. В итоге он ушел из большой науки и занялся прикладными исследованиями для нужд маркетинга и рекламы.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх