На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Психолог

45 381 подписчик

Свежие комментарии

  • Аленка 666
    Писали везде - без толкуОбычное утро невр...
  • Владимир Акулов
    Потому  что  не  было  на  эту  отравительницу    ЗАЯВЛЕНИЯ    в  прокуратуру...Пишите  на  нее  заявления.  Власти  ...Обычное утро невр...
  • Аленка 666
    А у нас психбольная всех собак в подъезде перетравила, и ей ничего за это не было, даже в дурку не забираютОбычное утро невр...

Нужно ли детям играть в войну?

Игры воспитывают. Если так, то интересно понять, что именно воспитывают игры в войну и не опасно ли, если ребенок слишком ими увлекается.
Нужно ли детям играть в войну?
 
Дети играли, играют и, наверное, будут играть в войну, пока она существует в жизни взрослых. Игра в войну, как любая ролевая игра, дает навыки общения, развивает воображение. Игра как подготовка к взрослой жизни учит отстаивать себя, вне зависимости от физической формы. Даже мальчику, не годному к военной службе, хочется почувствовать себя победителем. Игра в войну дает возможность выразить негативные чувства, обиду и агрессию, в социально-приемлемой форме. Но война все-таки не футбол.

Игры детей в войну не должны стать будущей угрозой реальных массовых убийств. Дети – наше будущее… Какое?

alt

Из наблюдений в моем кабинете

История №1. Ко мне пришел мальчик восьми лет с мамой. Разговор вдруг перешел к теме войны. Мальчику очень хотелось рассказать, что он хотел бы быть солдатом и принимать участие в настоящей войне.

– Почему? – спросила я.

 

– Солдаты носят красивую форму, и они умеют маршировать.

– Но война выглядит совсем не так красиво. Солдаты идут по бездорожью, по воронкам от снарядов, в дождь и слякоть, они несут тяжелую ношу, форма пропитывается грязью и потом, а после сражения – кровью. Форма часто с чужого плеча, с дырками от пуль.

Мама смотрит смущенно, ребенок удивлен, он никогда не думал об этой стороне войны. Видимо, мама об этом тоже не задумывалась, уделяя «положенное внимание» патриотическому воспитанию.

История №2. На консультации мальчик 9 лет, постоянный клиент. Заявленная проблема: страхи, бессонница, взрывы агрессии дома, а в школе он аутсайдер. Рисунки исключительно военного содержания. Просьбы нарисовать что-то другое не действуют. Рисунки неряшливы, заполняют весь лист, цвет рисунков черный, с красными всполохами огня и крови. На вопрос:

– Ты хотел бы увидеть настоящую войну? – Ответ: «Да».

Детская психика не воспринимает слово «смерть». Мальчикам кажется, что война – это пройти в красивой форме по чужой стране, убивая непременно глупых врагов, навсегда завоевывая себе почет, любовь и славу. А потом маршировать красивым строем по главной улице, с медалями, и чтобы тобой гордились дети и внуки. Военное дело кажется простым, не требующим изнурительного обучения. Было бы оружие. К примеру, меч-кладенец, подаренный Бабой-Ягой.

В учебниках, фильмах и на рекламных щитах герои – в красивой форме с медалями и под знаменами. Кажется, что военное дело и военная наука намного проще всех остальных. Однако воспитывать настоящих мужчин при помощи упрощенного патриотизма – это один из тех опасных простых ответов на сложные вопросы, которые не раз приводили к большим трагедиям.

Мы рассказываем детям о победах, но мы почти не вспоминаем о голоде в тылу, о том, как люди спали у своих станков, не выходя с работы ни днем, ни ночью, о том, как оставляли совсем маленьких детей дома одних и уходили на смену – и как плохо это иногда заканчивалось. Мы забываем о многих привычных предметах, например лекарствах и средствах гигиены, недоступных в войну. Наконец, мы не говорим о неизбежных поражениях.

Ужас и противоестественность войны остается травмой, которую страшно вспоминать участникам событий, следующим поколениям предпочитают рассказывать о подвигах и победах.

Делая войну главным делом человечества, мы обесцениваем жизнь, уничтожаем смысл мирной жизни с любовью, творчеством, стихами и музыкой, с воспитанием детей, строительством красивых и удобных городов. Научные открытия, духовные прозрения, великие книги меняют мир не меньше, чем войны.

Ограничить все многообразие возможностей, смыслов, ценностей жизни воинской дисциплиной и воинскими доблестями значило бы обесценить внутренний мир, творческий потенциал людей, не склонных убивать или не достаточно здоровых для военной службы. В конце концов, это обесценивает и военные подвиги тоже. Война в последнее время все чаще стала называться «войнушкой», особенно среди детей.

Мода на силу и доминирование появляется в проблемном обществе и проблемной семье. Это опасный симптом милитаризации сознания.

Игры и игрушки – неотъемлемая часть жизни ребенка, его основное занятие, способ познания. Думаю, что с этим мало кто будет спорить.

Воспитание начинается с рождения. Едва ребенок родился, мы вешаем перед его, еще закрытыми, глазами яркие погремушки. Обязательно яркие, мне не приходилось видеть черно-белые погремушки. Наверно, мы хотим, чтобы первое впечатление от мира было радостным и ярким.

Через некоторое время мы обеспечиваем его мягкими игрушками, чтобы они иногда немножко заменили теплые и мягкие объятия мамы. Я не видела детей, у которых никогда не было любимой мягкой игрушки. Здесь мальчики и девочки единодушны. Наконец, ребенок попадает в детский коллектив или выходит на детскую площадку со своим набором любимых игрушек.

И тут можно услышать: «Зачем ты взял куклу, это для девочек» – так начинается половое воспитание. Девочкам – кастрюльки и кукол, а мальчикам? Ну конечно, машинки и игрушечное оружие, стрелялки, рогатки, мечи, солдатики. Пусть учатся быть настоящими мужчинами! Первый звонок: быть мужчиной значит включаться в мужские агрессивные занятия. И это почему-то почетней девчачьих игр. Почему это почетней тех занятий, которые мальчик наблюдает ежедневно дома, еще не понятно. Наверно, это так, если так считают всемогущие взрослые.

Ребенок научится критически мыслить лишь к возрасту подростка, и не каждый освоит этот навык. Многие взрослые остаются внушаемыми, многое принимая на веру, потому что «все так считают», «всегда так было», «так принято».

ребенок

На самом деле мальчик не прочь и купать голыша, и варить суп из листьев, и лепить кулич из песка, играть в магазин, справляться с пылесосом – это окружающая действительность, которую интересно понять. Куклы похожи на малыша, с ними можно дружить и изучать собственное тело. «Девчачьи игрушки» привлекательны тем, что помогают социализации в привычной обстановке семьи.

Проходит еще немного времени, и привычные занятия мамы и воспитательницы, которые он наблюдал с рождения, которым он раньше с большим энтузиазмом пытался подражать, оказываются, по мнению взрослых, чем-то не достойным настоящего взрослого мужчины. Но почему – непонятно, а кроме того, не сходится с потребностью и установкой быть добрым и любящим, помощником маме. В результате противоположные установки вносят тревожный диссонанс, страх не соответствовать ожиданиям взрослых и тому образу мужчины, который они задают. И тут на помощь приходит игрушечное оружие и силовые игры во дворе. Так начинается отчуждение по гендерному признаку…

Потом школа начнет заботу о патриотическом воспитании, которое слишком часто сводится к гордости военными победами.

На конкурсах чтецов в школах и районах звучат на 90% стихи о войне. Это выигрышный вариант. В образах мирной жизни воспитатели почему-то возможностей патриотического воспитания не находят.

Красивая форма и оружие становится интересней кукол. Мальчики играют в войну и рисуют войну в черно- красных тонах. Вместе с красками погремушек уходит ощущение яркого доброжелательного мира.

Быть мужчиной – это быть сильным. «Трус не играет в хоккей», как будто все остальные обязаны играть, чтобы не быть презираемым трусом. Будто мужественность ничем больше не докажешь, кроме как игрой в хоккей.

alt

Запретить мальчишкам играть в войну? Это прежде всего невозможно. Игры в войну развивают ловкость, обычно бывают подвижными, способствуют мужской дружбе и социализации.

Однако мальчикам необходимо понимать, что реальная война не веселая прогулка, а страшное преступление, которого не должно быть… Дети учатся жизни в игре, они должны знать цену жизни, прежде всего.

Понятен был интерес к военным игрушкам в послевоенное время. Но потом, я помню, в наших многолюдных тогда дворах стали играть в лапту и веревочку, казаков- разбойников и обязательно в дочки-матери, куда принимались мальчики, которые учились быть папами, непременно ходили на работу. Играли очень увлеченно. Детская посуда, голыши в ванночках, простые куклы, завернутые в кусочки ткани… Ребенок учится жизни в игре, разве не пригодятся ему умение быть понимающим ласковым и заботливым отцом, мужем, другом? Кукла, похожая на ребенка, воспитывает нежность, а какие чувства воспитывает оружие?

Конечно, никогда не прерывался интерес к игрушечному оружию. Но игрушечные пистолетики и сабли не должны быть точной копией настоящих. В этом смысле полезней были вырезанные папой из дощечки. Они больше развивали воображение, чем агрессию, и хранили тепло отцовских рук. Главное, что мишенью игрушечного пистолета никогда не должны быть реальные люди.

Я бы посоветовала никогда не покупать бронетехнику и танки большого размера, выполненные в подробностях, и оружие, которое может вызвать ощущение реального превосходства над «противником» в игре. Однажды мне в кабинет принесли шахматы, где вместо обычных шахматных фигур предлагалось играть БТРами, танками, самолетами и солдатиками. Меня игра ужаснула. Из нее ушел смысл благородного интеллектуального соперничества.

Многие поколения мальчишек играли традиционными оловянными солдатиками. Игрушечные солдатики, обычно изображающие две армии, создают возможности исторических реконструкций, а выстраивание игрушечных армий развивает лидерские качества.

Но самое главное: игрушки воспитывают не без участия взрослых. Если в семье культ силы, если кукла в руках мальчика вызывает презрительный комментарий, а ружье, нацеленное на человека или животное, – одобрительный возглас, ребенок запомнит, каким должен быть «настоящий мужчина». Когда разговоры в семье насыщены агрессией и поиском врагов, ребенок учится не защите, а нападению.

На моей памяти есть и папа, учивший 8-летнего сына стрелять из дробовика, как «настоящего мужчину». Получается, что настоящий мужчина лишь тот, кто умеет стрелять. Это особенно опасно в стране, где реализовать свои мирные способности на должном уровне ребенку кажется весьма проблематичным.

Конечно, жестокость и культ силы воспитают не сами игрушки.

Это может произойти, если к навязыванию игр «для мальчиков» и силовых секций добавляются грубость домашнего общения, презрение к интеллектуальному труду и гуманитарным ценностям, которые объявляются слабостью.

alt
  • Невозможно и не нужно запрещать мальчикам игру в войну, но не надо навязывать военные игры и игрушки.
  • Чем «круче» военные игрушки, чем больше они похожи на настоящее оружие, тем меньше они развивают творческое воображение и тем больше они способствуют романтизации войны и жестокости.
  • Мишенью игрушечного оружия никогда не должен быть реальный человек. Это создает чувство превосходства.
  • Жесткое разделение игрушек для мальчиков и для девочек создает проблемы в общении. Другой пол воспринимается оценочно, как лучше или хуже меня.
  • История страны не равняется истории войн, надо, чтобы образ мирной жизни и мирных занятий был более привлекательным.
  • Любовь к Родине – это не гимны и пафос. Как любая любовь, она интимна и требует тишины. Гордость за собственных предков не должна быть мистической. Они сами вряд ли хотели быть мифом. Патриотизм не может быть агрессивным. Военные игрушки должны воспитывать защитника, а не агрессора – и это зависит от воспитателей.
  • Мужество – это свойство Личности, связанное с достоинством, а не с агрессией. Образ настоящего мужчины опасно связывать исключительно с оружием.
  • Если ребенок постоянно рисует войну и только черно-белыми красками, это должно вызывать тревогу воспитателей.
  • Злость и превосходство, которые чувствует ребенок, направляя на товарища игрушечный пистолет, могут испугать его самого. Ведь до этого он считал себя добрым.
  • И, наверное, не стоит обходить, надеюсь, не частый случай, когда к военным игрушкам добавляется привычная жестокость в доме и агрессивные высказывания по отношению к другим нациям. Такие примеры – зерна будущих катастроф.

Герой вестерна или триллера то приближается, то удаляется от любви, но чаще всего ее не находит, он уходит, уезжает, скачет на лошади вдаль к новым подвигам, его обычные человеческие чувства лишь угадываются. Супергерой, обремененный семьей, не интересен зрителям. Но мы же не хотим воспитать одинокого героя, способного только убивать? Мы, наверное, мечтаем, что наш ребенок будет способен создать семью и быть заботливым отцом и ласковым мужем. И мы хотим, чтобы он имел специальность, совсем не обязательно военную.

Игры – подготовка к взрослой жизни, дети – наше будущее, давайте это помнить.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх