Креативность — это скилл, который можно прокачать. О том, какие привычки нужно выработать, чтобы добиться полёта мысли и отличных результатов в творчестве, читайте в этой статье.
Когда вы собираетесь наработать новый навык, хорошо бы сначала выбрать ролевую модель — человека, который обладает интересными для вас качествами, чей пример будет вас вдохновлять.
1. Изучать дело до мельчайших деталей
Многие люди боятся, что излишняя загруженность деталями убьёт их творческие порывы, а слишком большой объём сведений создаст плотину на пути свободного творчества или что новые идеи не смогут пробиться из-под слоя рутины.
Креативные люди углубляются в детали тех задач, которые им нужно решить. Когда Фиона Фейрхёрст вместе со своей командой в компании Speedo занималась разработкой костюма для плавания, который помог бы пловцам улучшить результаты, она рассматривала все возможные способы уменьшить силу трения. В итоге на конструкцию материала повлияли многие источники: от особенностей строения акульей кожи до опыта использования тянущихся материалов, уменьшающих мышечные вибрации.
Швейцарский инженер Жорж де Местраль заметил, что на каждой прогулке к шерсти его собаки прилипает репей. Он изучил репьи под микроскопом и обнаружил, что их так сложно вытащить из-за мельчайших крючков, которые цепляются за спутанную шерсть. Он применил открытый принцип, создал искусственные аналоги крючков и шерсти — так появилась застёжка-липучка.
2. Не бояться рутины
Распространённый романтический образ гения: измученный творческими муками человек, который бешено работает в порыве вдохновения, а в перерывах между посещениями музы страдает и занимается саморазрушением. В реальности большинство креативных людей гораздо лучше дружат с дисциплиной. Они воспринимают творчество как работу, поэтому постоянно трудятся.
Классический пример творца такого типа — Стивен Кинг. Если постараться представить, какой результат должен получиться у страдающего гения, то книги Кинга можно использовать как образец. Но сам он неоднократно говорил о важнейшей роли рутины. Он пишет каждое утро. По словам Кинга, для творчества рутина так же важна, как для сна.
Некогда сидеть и ждать появления музы — нужно вкалывать, чтобы она заглянула на огонёк.
3. Понимать, что важно всё
Вопрос, который студенты часто задают преподавателям: «А это будет на экзамене?». Правильный ответ на него: «Да. Но, возможно, это будет другой экзамен». Нельзя угадать, из какого источника появится материал для отличной идеи. Истории самых интересных изобретений отличаются невероятными поворотами сюжета, но понять, какой шаг привёл к результату, мы можем, только оглядываясь назад.
Например, Джеймс Дайсон изобрёл новый тип пылесоса, опираясь на знания о работе циклонных установок, которые очищали воздух на лесопилках. Когда Дайсон из простого любопытства изучал особенности работы лесоперерабатывающих предприятий, он и представить не мог, что найденная информация принесёт ему миллионы прибыли.
Ключ к креативности — стремление к знаниям, и неважно, кажутся они сейчас полезными или нет.
Иногда мы думаем, что заранее можем оценить, что нам пригодится, а что окажется бесполезной тратой времени и сил. Креативные люди всегда дополняют базу знаний, поэтому они готовы к любым возможностям, которые появляются в любой момент.
4. Учитывать время и обстановку
По-настоящему успешные творческие начинания — требования времени. Это значит, что креативные люди должны понимать не только технические аспекты своей работы, но и оценивать окружающую обстановку.
Посмотрим внимательно на Майлса Дэвиса, американского джазового музыканта, трубача. Его музыкальные вкусы сформировались в эпоху бипопа. Бипоп отличался быстрым потоком чётко сыгранных нот, звучащих одновременно с быстрой сменой аккордов. Дэвис шёл в другом направлении ещё с конца 40-х годов, но только десятилетие спустя мир был готов принять звучание таких альбомов, как Birth Of The Cool и Kind Of Blue, которые оказали огромное влияние на слушателей и других музыкантов.
В конце 60-х Дэвис снова повторил попытку сопротивления контексту, когда выпустил фьюжн-пластинку Bitches Brew. Успех заключался в отличном понимании системы, на фоне которой создавались и слушались эти произведения.
С точки зрения инноваций в технике роль системы отлично понимал Стив Джобс. iPod не был первым плеером на рынке, но Джобс в подробностях изучил потребности пользователей и продумал, в каких ситуациях будет использован iPod. Внимание к окружающей обстановке привело к созданию сервиса iTunes, и плеер превратился в устройство plug-and-play.
5. Знать, когда нужно капитулировать
Если много читать о жизни творческих людей, появляется риск идеализировать настойчивость в достижении целей. Дайсон не только сумел почерпнуть вдохновение в отдалённых источниках, но и провёл годы, работая над прототипом своего пылесоса.
Опасно думать, что креативные люди работают над каждой идеей до победного конца, пока не увидят её воплощение. В экономике есть понятие «неокупаемые капиталовложения» — это время, деньги и энергия, которые уже были вложены в проект. Нельзя допускать, чтобы эти издержки оказывали чрезмерное влияние на выбор. Проект не заработает только потому, что вы уже отдали ему много сил и средств. Нужно оценивать проекты по тому, насколько они могут преуспеть, вне зависимости от потраченных ресурсов.
Ричард Нисбетт, профессор психологии Мичиганского университета, вместе с коллегами изучал работу успешных творческих людей (например, академиков, ведущих актуальные разработки в своих отраслях). В длительной перспективе наиболее успешными оказывались те, кто смог отказаться от безнадёжных проектов, несмотря на серьёзные затраты.
Нужно вовремя признавать поражение и переходить к следующей задаче.
Свежие комментарии