Что происходит, когда на "спасибо" мы отвечаем "не за что"

​​​​​​​

Тема благодарности важная. Многогранная. Я думаю, у каждого свои отношения с благодарностью. И своё отношение к благодарности. Я не буду стараться охватить все семантические, культуральные и прочие аспекты темы благодарности. Я сейчас хочу затронуть чисто практическую сторону. Ну, или одну из сторон. Поделюсь своими мыслями, не претендуя, так сказать, на всю полноту охвата.

Про благодарность

Как мы благодарим? И как мы принимаем благодарность?
 
Вот давайте представим себе ситуацию. Мы что-то сделали для человека.

Или, может быть, дали ему что-то, что ему было нужно. И человек, получивши от нас это, говорит нам:  "Спасибо.".

Как мы отвечаем на это его "спасибо"? Какие возможны варианты? Надо ли вообще отвечать на "спасибо"? Вот как вы думаете?

Казалось бы, чего проще. Но ведь порой люди испытывают неловкость и затруднения. Как реагировать? Хотя чаще всего и не задумываются, но...

На самом деле вариантов не так и много. Два. Можно принять эту благодарность или не принять.

Вариант, когда мы получаем благодарность и принимаем её - это про баланс в отношениях.

Равновесие "брать - давать" в отношениях очень важно.  Когда каждая сторона участвует в этом на равных. И все удовлетворены. И довольны.
 
И другой вариант, когда мы не принимаем и говорим: "Не за что". Или: "Не стоит благодарности". Про что это?

Про то, что мы, может быть, стесняемся принять благодарность, потому что нам кажется, что ничего такого мы и не сделали. Ничего важного. Так, ерунда какая-то. А по сути это - про обесценивание.

Мы фактически говорим человеку, который нас благодарит, что то, что мы для него сделали, никакой ценности из себя не представляет.
 
Мы - обесцениваем то, что мы сделали для человека. То, что мы дали человеку. Обесцениваем свой вклад в то, за что человек нас благодарит.

Ну, в общем-то, обесцениваем свои действия. А по сути - обесцениваем себя.

Потому что, допустим, нас воспитали в убеждении, что надо быть скромными. Не выпячиваться. Свою ценность не выставлять на показ. То есть ценными самих себя считать нехорошо.

Вот это глубинное обесценивание самих себя и вылезает в этом "не за что" или "не стоит благодарности"...

Ну ладно бы мы обесценивали только себя...  В конце концов, это же наш выбор. Хоть это и грустно.

Но ведь мы таким образом обесцениваем и даваемое!

​​​​​​​

Какой вывод можно сделать?

Говоря "не за что" или "не стоит благодарности", мы обесцениваем то, что другой человек получил и что для другого человека важно.

И обесцениваем право другого человека ценить то, что для него ценно (ведь именно поэтому он нас и благодарит)! Фактически мы говорим человеку, что он от нас получил какую-то ерунду, о которой и говорить-то нечего...

Мы же при этом, если уж называть вещи своими именами, вторгаемся в мир другого человека со своими оценками, что там важно для него, а что нет. Ну, это если совсем уж пафосно.

Да, конечно, для нас отданное может быть и мелочью или легко. Может быть, оно и так. Но это - для нас. А другому-то человеку оно - нужно. 

Поэтому его ценности хорошо бы уважать! (Конечно, при этом хорошо бы уважать и себя)

А теперь давайте представим себя на месте человека, которому хотелось и было важно что-то получить. Мы попросили - и нам дали это. Мы рады и довольны. И говорим: "Спасибо!" От всей души.

А в ответ: "Да не за что!"

Ну и как вам это?

Не знаю, как у вас, а у меня возникает несколько неприятное чувство какой-то неловкости. Или отверженности. От моей благодарности - отмахнулись. Представили её как что-то лишнее. Как будто обесценили.

И обесценили исполнение моего желания. 

Какие чувства при этом могут возникать? Ну, например, досада. А, может, и ещё что-то.

Я думаю, вряд ли кому это нравится.

А ведь что за таким может стоять? Когда человек обесценивает даваемое им другому? Часто за этим стоит его собственная низкая самооценка. Ощущение себя недостаточно ценным. Мол, я ничего особенного не делаю (потому что и неспособен ни на что значимое) и поэтому благодарить меня не за что. Я, разумеется, немножко утрирую, но... Печально? Печально. 

​​​​​​​

А теперь пофантазирую...

А какая бы реакция другого человека на мою благодарность мне бы, например, понравилась? Мне бы понравилось, если бы мне ответили с приветливой улыбкой.

Обязательно ли мне нужно само слово  "пожалуйста"? Когда как. Иногда оно очень даже уместно.

Но если "пожалуйста", то без душевного надрыва. А просто спокойно и с достоинством.

А можно и "на здоровье". Тоже мне бы подошло.

Или "Был рад вам помочь".

А ещё в ответ на моё "спасибо" мне бы подошло сказанное с улыбкой: "И вам спасибо. Мне приятно было сделать это для вас".

Ну, конечно, возможны варианты. Но как по мне, так главное, чтобы реакция на моё "спасибо" обязательно была одобряющая и принимающая!

В общем, в основе благодарности - взаимное уважение. Признание ценности другого человека.  

Галина Балахонская

Источник ➝

Зеркало души

Физиология говорит о том, что глаза — часть головного мозга, вынесенная наружу. По их состоянию, движениям, окраске можно определить многие процессы, происходящие в голове.

 Если во время стресса зрачок быстро расширяется и занимает практически всю поверхность радужной оболочки, значит, человек обладает мягким, податливым характером. В споре он скорее уступит своему оппоненту, даже если это противоречит его интересам.

Свойство зрачка расширяться при возбуждении активно используется маркетологами.

На полках крупных магазинов они устанавливают скрытые камеры. Когда посетитель смотрит на товар, который хочет купить, его зрачки расширяются, и специалисты, отслеживающие этот процесс, понимают, на какие товары нужно сделать ставку при создании маркетинговой стратегии.

Этим же методом пользуются опытные продавцы на рынке. Если клиенту нравится товар, но покупка может не состояться из-за завышенной стоимости, расширенные зрачки покупателя расскажут продавцу о том, что стоит немного снизить цену.

Выражение «Глаза потемнели от злости» вовсе не является художественным оборотом. Психологи заметили, что радужная оболочка глаза разгневанного человека становится более темной. В счастливые моменты, при общении с любимым человеком зрачки, напротив, светлеют. Таким образом, оттенок глаз может быть инструментом для понимания истинного отношения собеседника.

Кроме того, по направлению взгляда можно понять, говорит ли человек правду. В рамках нейролингвистического программирования была разработана схема глазодвигательных реакций. Она представляет собой квадрат, состоящий из 9 равных секторов, каждый из которых соответствует тем или иным мыслительным процессам собеседника. Если во время разговора человек смотрит в левый верхний угол, вероятнее всего, он лжет. Когда взор направлен в правый верхний или средний сектор, он озвучивает события, произошедшие в прошлом.

Как влияет индивидуальность зрачка?

Цвет, разрез и величина глаз дают много информации об их обладателе. Большие миндалевидные — принадлежат отрытым, дружелюбным людям с широкой душой, которые ценят жизнь во всех ее проявлениях, достоинства и недостатки окружающих принимают как данность и не пытаются бороться с судьбой.

Большие удлиненные — являются признаком сдержанного человека с большими амбициями. У него выстроены большие планы на будущее, а к поставленным целям он идет уверенными шагами.

Большие глаза.

Глубоко посаженные — указывают на скрытную и осторожную натуру. Это вовсе не трус. Напротив, врожденная подозрительность, высокий уровень возбудимости и животная интуиция делают такого человека опасным соперником.

Людей с узко посаженными глазами можно назвать прагматичными рационалистами. При достижении поставленных целей они стараются все проанализировать, постичь смысл происходящего вокруг.

Что может рассказать цвет глаз?

Большинство голубоглазых людей — это романтики и мечтатели. Они с оптимизмом встречают любую неприятность, а если обстоятельства все-таки выведут их из равновесия, то вспышка гнева будет недолгой.

Сероглазые люди любят разгадывать головоломки. Они ищут загадки даже в простых житейских ситуациях, поэтому общение с ними никогда не бывает скучным. Они независимы, настойчивы, уверены в решении сложных интеллектуальных задач.

Черные глаза — это отражение страстной натуры. Такие люди настойчивы, упрямы, однако им не хватает терпения и выдержки, во время стресса они могут потерять контроль над собой. В то же время врожденная интуиция помогает черноглазому человеку быстро найти выход из сложной ситуации.

Из зеленоглазого человека получается хороший руководитель: строгий, справедливый, требовательный к себе и окружающим. У него достаточно терпения для выбора правильного пути выхода из самого сложного положения.

Синий оттенок глаз может указывать на надменность, высокомерие, конфликтность. За такими людьми закрепилась репутация черствых упрямцев, которые не способны понять чувства других. Синий цвет глаз может говорить о высокомерии.

Желтый оттенок встречается редко. Он указывает на способность их обладателя считывать чужие мысли и чувства.

Глаза и невербальное общение

 

Характер взгляда может многое рассказать об отношении человека к собеседнику. Выделяют следующие категории:

  1. Деловой. Направлен на глаза и лоб партнера, настраивает на атмосферу сотрудничества.
  2. Социальный. Сосредоточен на глазах и губах собеседника, выражает дружелюбие и расположение к общению.
  3. Интимный. Охватывает область от глаз до уровня промежности человека, показывает заинтересованность в потенциальном сексуальном контакте. При этом мужчины пользуются этим инструментом общения более активно, чем женщины.
  4. В упор. Демонстрирует вызов или угрозу. Его часто можно увидеть в животном мире, когда незнакомец вторгается на чужую территорию. С его помощью иногда выстраивается иерархия внутри коллектива. Например, подчиненные избегают прямо смотреть на руководителя, чтобы не вызвать у него неосознанной агрессии.

 

Как влияют очки?

Через положение очков также можно рассмотреть эмоциональный настрой человека. Так, взгляд поверх очков означает осуждение или критический настрой по отношению к собеседнику. Правила этикета предписывают людям, носящим очки, снимать их, когда они говорят, и надевать, когда слушают.

Картина дня

))}
Loading...
наверх