На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Психолог

45 383 подписчика

Свежие комментарии

  • Аленка 666
    Писали везде - без толкуОбычное утро невр...
  • Владимир Акулов
    Потому  что  не  было  на  эту  отравительницу    ЗАЯВЛЕНИЯ    в  прокуратуру...Пишите  на  нее  заявления.  Власти  ...Обычное утро невр...
  • Аленка 666
    А у нас психбольная всех собак в подъезде перетравила, и ей ничего за это не было, даже в дурку не забираютОбычное утро невр...

Китайская мудрость

Китайская мудрость
Что составляет основу взглядов мудрецов небесной империи? Познакомившись с китайским образом мысли, ты поймешь в чем сила и мудрость человека.
«Лучше иметь слишком мало, чем слишком много; лучше оставлять что-то незавершенным, чем слишком усердствовать», — пожалуй, за это мы и любим китайскую философию. В ней сочетается возвышенная духовность и мирская слабость, тонкое искусство и жизнь. Китайская философия сильно повлияла на восточное мировоззрение в целом. А основные идеи философии и религий Дальнего Востока тесно связаны с физикой. Об этом взаимодействии пишет Фритьоф Капра в книге «Дао физики».

Поговорим подробнее о китайском миропонимании. О том, что составляет основу взглядов мудрецов небесной империи. Быть может, вы найдете для себя ответ на вопрос: почему однажды познакомившись с китайским образом мысли, хочется возвращаться к этому снова и снова.

Гармония

Разберем фразу, с которой мы и начали повествование: «Лучше иметь слишком мало, чем слишком много; лучше оставлять что-то незавершенным, чем слишком усердствовать». Китайская философия нацелена на внутреннюю гармонию человека. Вспомните, как вы себя чувствовали, когда делали что-то через силу, потому что «надо», а не потому что «хочу». И если отпустить ситуацию и не корить себя за «слабость», вы почувствуете облегчение и тихое счастье. По мнению китайцев, если вы будете слишком настойчивы, все равно не добьетесь желаемого. Так же и с излишками.

Как человек, желающий идти все дальше на восток, в результате может оказаться на западе, так и склонные к непомерному накопительству могут окончить дни свои в нищете.

Красноречивый пример действия этой древней китайской мудрости — современное индустриальное общество, которое ставит во главу угла повышение «уровня жизни», хотя тем самым на деле ухудшает качество жизни своих членов.

Переменчивость

Китайцы, как и индийцы, считают, что многообразие вещей и явлений объединяет некая высшая реальность. Термины «полное», «всеохватывающее» и «целостное», несмотря на внешние различия, отражают одну реальность.

Китайцы называли эту реальность Дао, что первоначально означало «Путь». Это Путь всей Вселенной, порядок мироустройства. Позже конфуцианцы дали этому понятию другое толкование.

Они заговорили о Дао человека или человеческого общества, понимая под ним моральный образ жизни.

В первоначальном космическом смысле Дао — высшая, не поддающаяся описанию реальность. Но Дао отличается от них своей внутренней меняющейся сущностью, которая, по мнению китайцев, составляет основу Вселенной. Дао — всеобъемлющий процесс, в который вовлечены все вещи. Мир постоянно течет и изменяется.

Цикличность

Китайцы же не только считают, что текучесть и изменчивость свойственны всему мирозданию, но уверены в существовании устойчивых моделей, в соответствии с которыми происходят все изменения. Мудрец стремится распознать их и действует в соответствии с ними. Он становится «человеком с Дао», живущим в гармонии с природой и преуспевающим во всех начинаниях.

Основной признак Дао — цикличность его движения и изменений. Все процессы в природе и во внутреннем мире человека цикличны и имеют фазы прихода и ухода, расширения и сжатия. Прообразом этих представлений, несомненно, стали движения Солнца и Луны и смена времен года, воспринятые китайцами как проявление вселенской закономерности.

Инь и янь

По мнению китайцев, все проявления Дао рождены динамическим взаимодействием этих противоположных сил. Эта идея очень древняя, и много поколений размышляли об этом, прежде чем символизм архетипической пары инь и ян стал основополагающим понятием китайской философии. Первоначально слова инь и ян обозначали соответственно тенистый и солнечный склоны горы, и это уже отражало относительность данных понятий.

С глубокой древности два противоположных начала проявлялись не только как светлое и темное, но и как мужское и женское, твердое и податливое, верх и низ. Ян — сильное, мужское, творческое начало — ассоциировалось с Небом, а инь — темное, женское, восприимчивое и материнское — с Землей. Небо наверху и наполнено постоянным движением, а Земля, согласно геоцентрическим взглядам древних, покоится внизу. Поэтому ян стало символизировать движение, а инь — покой и неподвижность.

В области человеческого мышления тоже есть такие соот­ветствия: инь — сложный интуитивный женский ум, ян — четкий рациональный рассудок мужчины. Инь уподобляется спокойной неподвижности погруженного в созерцание мудреца, а ян — созидательной деятельности правителя.

Золотая середина

Китайцы верят: если ситуация в своем развитии доходит до крайности, она начнет дви­гаться в противоположном направлении и превратится в свою противоположность.

Эта уверенность придавала им сил и стойкости во времена бедствий и делала осторожными и скромными в благоприятные времена. В результате сформировалось учение о золотой середине, общее для конфуцианцев и даосов. «Мудрец, — говорил основатель даосизма Лао-цзы, — избегает излишеств, сумасбродства и потворства своим слабостям».

Картина дня

наверх