На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Психолог

45 381 подписчик

Свежие комментарии

  • Аленка 666
    Писали везде - без толкуОбычное утро невр...
  • Владимир Акулов
    Потому  что  не  было  на  эту  отравительницу    ЗАЯВЛЕНИЯ    в  прокуратуру...Пишите  на  нее  заявления.  Власти  ...Обычное утро невр...
  • Аленка 666
    А у нас психбольная всех собак в подъезде перетравила, и ей ничего за это не было, даже в дурку не забираютОбычное утро невр...

Танцевально-двигательная терапия: как познавать и менять себя через движение

Танцевально-двигательная терапия: как познавать и менять себя через движение

Ваш пластика и манера двигаться напрямую влияют на самооценку и эмоциональные реакции. Познавать и менять свою личность можно с помощью естественного танца.

Нельзя не уметь танцевать. Это тоже самое, что не уметь бегать или прыгать. Да, вы можете не уметь танцевать румбу или сальсу, но вы умеете танцевать. Этому не надо учиться. Это естественная активность нашего тела.

Люди танцевали вокруг костра задолго до того, как придумали первые танцевальные направления. Годовалые малыши танцуют под музыку — приседают, крутятся вокруг себя, машут ручками. Они нигде не учились танцевать, они уже это умеют. Так же, как и вы.

Почему важно танцевать

Танец способен влиять не только на тело. Он может изменить ваши мысли, отношение к себе и другим.

Вы когда-нибудь замечали, что все эмоции тут же отражаются на теле, а положение тела влияет на то, как вы себя ощущаете? Вот отличный рассказ социального психолога Эми Кадди об этом.

«Язык нашего тела определяет, что мы о себе думаем. Это зависит не только от окружающих, но и от нас самих. Тело меняет сознание». Эми Кадди

Более того, поведение тела напрямую связано с мышлением, чувствами и ощущениями. В книге Моше Фельденкрайза «Осознавание через движение: двенадцать практических уроков» упоминается неразрывная связь между мышечными сокращениями и чувствами.

«Поведение — это мобилизация мышц, ощущений, чувств и мышления. Теоретически каждый из компонентов может быть использован в качестве основного. Но мышцы играют такую важную роль, что, если исключить их паттерны в моторной части коры головного мозга, остальные компоненты данного действия дезинтегрируются». Моше Фельденкрайз, инженер, психолог, основатель системы развития человеческого потенциала через движение.

Фельденкрайз отмечает, что моторная часть коры головного мозга, отвечающая за сокращения мышц тела, находится в непосредственной близости от структур, управляющих мышлением и чувствами. За счёт такого расположения, а также диффузии и распространения процесса в мозгу, изменения в моторной части вызывают изменения в мышлении и чувствах.

Кроме того, тело способно запоминать положения, в которых проводит большую часть времени. Если вы часто переживаете негативные эмоции, они застывают в теле и превращаются в двигательные паттерны. Если вы постоянно испытываете страх, неуверенность, стеснение, вы сжимаетесь, втягиваете голову в плечи, сутулитесь. Мышцы, ответственные за эти положения, привыкают постоянно находиться в напряжении. Чтобы расслабить их, вам придётся приложить сознательное усилие.

Получается замкнутый круг — эмоции формируют мышечные зажимы, постоянное напряжение подпитывает эмоции, и вы уже не можете так просто избавиться от этого положения.

Хорошие новости заключаются в том, что таким образом можно не только получить негативную привычку, но и исправить её.

«Фундаментальное изменение основы паттерна единичной интеграции разрушит связь целого. В таких условиях легче изменить мышление и чувства: привычка потеряла свою главную опору, изменение стало возможным». Моше Фельденкрайз

Тело не умеет врать

Мы так много внимания уделяем вербальному общению, тогда как от 60 до 80% информации передаётся невербально. Значит, все мышечные зажимы напрямую влияют на то, как нас воспринимают другие люди. Вы можете врать словами, но тело не врёт, и окружающие считывают это.

Гораздо хуже, когда вы начинаете врать себе, не понимая этого. Мешающие вам общественные установки и страх, усвоенный в глубоком детстве, — всё это формирует картину себя, создаёт психологические блоки и ограничивает ваш потенциал.

Чтобы понять, что мешает вам жить, и избавиться от этого, пригодится танец — настоящее аутентичное движение, без заученных схем и шаблонов.

Естественный танец для познания себя

аутентичное движение: терапия
Движения тела показывают, кто вы и что о себе думаете, а естественный танец рассказывает вашу историю.

Почему просто не пойти на танцы? Любой танец — это замечательно, если он приносит вам удовольствие. Более того, через изменение мышечных паттернов вы можете изменить свой характер. Вы можете выбрать любое танцевальное направление.

Но у всех танцевальных стилей есть один существенный недостаток по сравнению с аутентичным движением — они ничего не рассказывают именно о вас.

«Мы можем наблюдать, как естественная практика постепенно уступает место приобретённым методам. Общество вообще отказывает индивиду в праве использовать естественный метод, принуждая его освоить принятый способ действий, и лишь тогда допускает его до работы». Моше Фельденкрайз

Естественный метод раскрывает вашу индивидуальность и позволяет вам докопаться до своих проблем. Это тот момент, когда движение превращается в психотерапию и способ познания себя.

Как познавать и менять себя через движение

Есть специальное направление психотерапии — танцевально-двигательная терапия (ТДТ). И аутентичное (естественное) движение — её часть.

Если в вашем городе есть курсы ТДТ или аутентичного движения, занимайтесь с профессионалами. Если такой возможности нет, а вы хотите попробовать, подскажем, как начать.

Анализ танца

В аутентичном танце важно следить за своим эмоциональным состоянием, за тем, как движения отражаются на чувствах. Это своего рода медитация, которая требует полной концентрации.

Можно начать с какого-то переживания или сосредоточиться на своих чувствах к человеку, отношении к работе, увлечению, чему угодно. Мысль будет порождать движение.

Можно разобрать сеанс на несколько ступеней:

  • Концентрация на внутренних ощущениях.
  • Выбор яркого переживания и движение.
  • Если возникает какое-то особое движение, вы концентрируетесь на нём, повторяете его, усиливая эмоцию, которое оно вызывает.

Разберём на примере. Вы начинаете двигаться с мыслью об отношениях с человеком, замечаете резкое рубящее движение руками сверху вниз. Вы повторяете это движение, следя за тем, какие эмоции оно вызывает — неприятие, отторжение, гнев.

Вы вытаскиваете из подсознания скрытые эмоции. Кроме того, проживая эмоции в танце, вы освобождаете подавляемые переживания, которые могут влиять на вашу жизнь — порождать страхи, удерживать от движения вперёд.

Если вы пока не готовы к сеансу с другим человеком, можно записать свой танец на камеру, а потом проанализировать его.

Парная терапия

Ещё интереснее и эффективнее проходит занятие в паре, где один человек танцует, а второй наблюдает. Это базовая структура аутентичного движения, состоящая из двигающегося и свидетеля.

Свидетель выполняет несколько функций:

  • Обеспечивает безопасность. Во время танца разрешено всё — вы можете смотреть по сторонам, в зеркало, только вверх или вниз, двигаться с закрытыми глазами. Можете передвигаться прыжками, ползти по полу, резко двигаться в разные стороны. Понятно, что в таких условиях вы можете наткнуться на что-то, упасть или врезаться в стоящие рядом предметы. Поэтому одна из функций свидетеля — оберегать вас от опасностей.
  • Даёт обратную связь. Во время движения вы можете погрузиться в бессознательное, свои эмоции и ощущения и не отследить какие-то связи или побочные эмоции. Свидетель должен быть чутким и не терять концентрацию на вашем движении, чтобы после сеанса он смог описать, что происходило, какие чувства возникали в ответ на ваш танец.

При этом свидетель не должен выносить конкретных суждений о вашем движении или о каких-то частях танца. После сеанса вы сможете обсудить танец.

аутентичное движение: танец
Допустим, вы говорите, что чувствовали или представляли в тот момент, когда медленно передвигались по полу ползком, и спрашиваете свидетеля, какие ассоциации или чувства это движение вызвало у него. Вместе вы сможете создать более точную картину происходящего. Чужое видение может натолкнуть вас на интересные мысли.

Только не заставляйте быть свидетелем человека, который к этому не готов. Вы можете натолкнуться на критику, непонимание, недостаток эмпатии и концентрации.

Кому подходит аутентичное движение

Эта практика не для всех. С одной стороны, это не танец в общем понимании этого слова, а скорее психотерапия в движении. С другой — это танец в своём изначальном варианте — выражение эмоций через пластику, раскрытие себя в движении.

Аутентичное движение подойдёт:

  • Тем, кто плохо владеет своим телом.
  • Людям, которые хотят больше узнать о себе, снять психологические блоки, прожить эмоции, загнанные вглубь себя.
  • Танцорам, которым хочется выражать в танце свои эмоции, а не проживать чужие, открыть для себя новые способы пластического выражения.

Для танца не нужно умение садиться на шпагат, идеальное чувство ритма, спортивное телосложение, знания и умения. Всё, что нужно, — ваше тело, эмоции и музыка. Включите музыку, звук барабанов, метроном или слушайте тишину. Сделайте несколько движений и позвольте эмоциям и ощущениям вести ваше тело. Танцуйте!

Источник

Картина дня

наверх