На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Психолог

45 381 подписчик

Свежие комментарии

  • Аленка 666
    Писали везде - без толкуОбычное утро невр...
  • Владимир Акулов
    Потому  что  не  было  на  эту  отравительницу    ЗАЯВЛЕНИЯ    в  прокуратуру...Пишите  на  нее  заявления.  Власти  ...Обычное утро невр...
  • Аленка 666
    А у нас психбольная всех собак в подъезде перетравила, и ей ничего за это не было, даже в дурку не забираютОбычное утро невр...

Учимся говорить нет: 3 ситуации, в которые попадают только типичные жертвы

Как распознать в себе жертву и что делать, чтобы другие перестали пользоваться вашей безотказностью.
In article 34936b216b
Фрагмент картины Караваджо «Принесение в жертву Исаака»
© wikipedia.org

Человек с психологией жертвы не всегда отдает себе отчет в ущербности своей позиции. Он может считать, что проявляет вежливость, терпеливость и толерантность, но при этом не замечать, как другие без стеснения пользуются этим в своих целях.

Корнем всех проблем является абсолютная неспособность таких людей говорить «нет». Другой важный фактор — твердая самооценка, точнее, ее отсутствие, из-за чего «жертва» не верит в свои силы справиться с конфликтной ситуацией. Еще одной отличительной чертой этого типа людей является покорность, будь то чей-то авторитет или установленные кем-то нормы поведения.

Чтобы избавиться от вечной позиции жертвы, прежде всего человек должен развить в себе здоровый эгоизм. Также придется «прокачать» смелость, решительность и другие волевые качества.

Для наглядности журнал Anews вместе с российскими психологами разобрал несколько типичных ситуаций, в которых регулярно оказываются люди с психологией жертвы.

История 1. Ради всеобщего спокойствия

Вы стоите на кассе в кафе быстрого питания в час пик. Вам приносят ваш кофе, но он оказывается не горячим, а едва теплым. Сзади напирает огромная очередь, поэтому вы покорно берете этот отвратительный кофе и расплачиваетесь. Вы не требуете принести нормальный напиток, так как боитесь вызвать негодование других людей из-за задержки в очереди.

Что делать

Вспомнить о себе, ведь позаботиться о вас самом больше некому. По словам психолога Светланы Барган, злость, недовольство — нормальные реакции для человека. Нужно учиться их выражать — вежливо и тактично, но настойчиво. «Вы такой же человек, относитесь к себе хорошо, деликатно и с уважением», — советует эксперт.

История 2. Всегда пожалуйста

Вы специально купили билет в поезд на нижнюю полку, но во время посадки ее занял другой пассажир. На вашу просьбу освободить место человек отвечает отказом, ссылаясь на больную спину, боязнь высоты и тому подобное. В конце он предлагает вам: «Давайте поменяемся, вам же не сложно?» Действительно, не очень сложно, думаете вы и уступаете.

Приведенный пример довольно безобидный и иногда кажется, что проще уступить, особенно, если человек просит. Но что, если просит не кто-то другой, а ваш собственный начальник? Тех, кто безропотно (и бесплатно) будет выполнять все дополнительные поручения, принимая как данность ежедневные задержки на работе, в коллективе выделяют сразу. И начинают загружать, пользуясь той же самой формулировкой: «Тебе же не сложно?»

Что делать

В помощь снова придет тот самый здоровый эгоизм. Беспокоиться о своем комфорте, если это не приносит ущерба окружающим — вполне нормально.

«В здоровом эгоизме есть природная целесообразность — он необходим для выживания, а если всем все отдавать, не оставляя себе ничего, то можно просто погибнуть от истощения, доведя идею безотказности до абсурда», — отмечает психолог Анна Мухина.

Например, наглому пассажиру можно напомнить, что о своей боязни высоты (или что там у него) нужно было думать в момент покупки билета. А начальнику нужно напомнить о существовании Трудового кодекса и ваших потребностей в отдыхе и общении с семьей.

История 3. Брачные игры

В семейной жизни как мужчины, так и женщины могут попадать в позицию «жертвы», покоряясь различным стереотипам поведения. Например, мужья-жертвы частенько отдают все заработанные деньги супруге, которая и занимается их распределением на семейные нужды. Чаще всего в таких семьях жены не работают, а мужья даже рады, что их освободили от домашних забот. Что из этого выходит, всем известно: жены начинают злоупотреблять доверием, а их благоверные начинают делать заначки, врать, хитрить и в конце-концов испытывать негатив в отношении властной хозяйки его кармана.

В случае с женщинами-жертвами ситуация обратная: работящий муж убежден, что его дохода хватит всей семье и всячески запрещает своей супруге где-либо работать. В его представлении жена должна рожать детей, варить борщ и поддерживать дома уют. А «в этих ваших офисах» одно зло — симпатичные коллеги, богатые начальники и алкогольные корпоративы. Некоторые женщины счастливы быть домохозяйками, но другие начинают тяготиться нереализованными амбициями и талантами. Как итог: затаившаяся обида, которая в итоге может серьезно сказаться на отношениях.

Что делать

В первую очередь — говорить о проблеме со своей половинкой. В обоих случаях тем из пары, кто занимает позицию «жертвы», нужно доказать свою состоятельность и способность быть независимым. Вы не собственность вашей жены или мужа, а взрослый человек, который вправе сам распоряжаться своими деньгами или личным временем.

Источник

Картина дня

наверх