На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Психолог

45 383 подписчика

Свежие комментарии

  • Аленка 666
    Писали везде - без толкуОбычное утро невр...
  • Владимир Акулов
    Потому  что  не  было  на  эту  отравительницу    ЗАЯВЛЕНИЯ    в  прокуратуру...Пишите  на  нее  заявления.  Власти  ...Обычное утро невр...
  • Аленка 666
    А у нас психбольная всех собак в подъезде перетравила, и ей ничего за это не было, даже в дурку не забираютОбычное утро невр...

Жестокость родом из детства

3043090

Жестокость как эпидемия – откуда она берётся и её влияние на отношение ребёнка к жизни и желание доминировать.
Как избавиться от комплекса неполноценности ребёнку.

Сейчас говорят о росте в обществе определённого психологического неблагополучия и даже – об эпидемии жестокости. Самый тревожный знак времени – равнодушие к жестокости, которое даёт право жестокости на существование.

Жестокость всегда была отрицательным качеством. Вот как толковый словарь Ожегова определяет “человека жестокого”: крайне суровый и грубый, беспощадный, бессердечный, безжалостный. Вряд ли найдётся нормальный человек, который захочет примерить на себя такие эпитеты. Но, тем не менее, люди часто грешат проявлением жестокости к окружающим. В чём причина этого?

“Человек жестокий” - он родом из детства...

Степень и частота проявления жестокости зависят от моральности человека, от его скрытого внутреннего состояния. Если вам приходилось жить с людьми, которые были не слишком счастливы, злы или чувствовали себя виноватыми, то, вероятнее всего, вы воспринимаете себя и окружающий мир так, как эти люди – отрицательно.

Почему изначально кто-то счастлив больше, а кто-то меньше? Кто-то радуется каждому солнечному лучу и делит радость с окружающими людьми, а кто-то просто изъедает себя изнутри из-за любой мелочи? Многие просто не могут и не знают, как быть счастливыми сейчас, потому что были травмированы в детстве. В результате, став взрослыми, люди не могут ни забыть, ни простить детские обиды – и вынуждены жить с постоянной душевной болью.

Многие выросли в неблагополучных семьях. Оттуда и множество негативных представлений о своём Я, и о взаимодействиях с жизнью. Всё настоящее сложилось и сформировалось в далёком детстве атмосферой, которая царила в семье. Речь не идёт о материальном или социальном статусе семьи – дело в отношении родителей к ребёнку.

Отношение ребёнка к жизни – это, прежде всего, чувство беспомощности. Родители должны быть фундаментом устойчивости ребёнка. Как ни прискорбно, первые уроки жестокости и непонимания ребёнок получает в семье. Самая заурядная ситуация: ваш ребёнок упал и порвал штанишки. Вершится скорый суд на месте. Выносится приговор: плохой, маму не слушаешься, мама тебя любить не будет! Беспощадный приговор, после которого мир маленького человечка закачался и рухнул. Ведь его мама, защита и опора, его не любит, от него отказывается. И невдомёк ему, несмышлёнышу, что это просто безответственная игра слов. И невдомёк маме, каким эхом вернётся через много лет это обещание не любви…

Как научиться не сердиться в таких случаях? Как держать свои эмоции под контролем? Очень просто – представьте себя в такой же ситуации! Вы упали, порвали колготки. Какие чувства испытываете? Представили себе? Скорее всего, вам очень неловко, возможно, вы испытываете физическую боль, вам хочется поддержки близкого человека. А теперь представьте, что вместо сочувствия вас ещё и отругали (слава Богу, хоть не отшлёпали). Как вы будете себя чувствовать?

Мне посчастливилось быть свидетельницей одной очень поучительной сцены. Дедушка успокаивал рыдающего малыша: “Не плачь! Подумаешь, упал. Это бывает с каждым. Мы с тобой сейчас почистим курточку, и она опять будет чистая и красивая”. Ребёнок в такой ситуации не чувствует себя плохим, не испытывает такие негативные чувства как стыд и страх, а значит и не переносит эти отвратительные чувства с собой во взрослую жизнь!

А вот ещё одна рядовая ситуация, которую переживают многие родители. Вас возмущает, что ребёнок никак не научится писать красивые аккуратные буквы. Уж вы его и ругали, и тетради рвали, и переписывал он задание по сто раз. Что делать? Как маме или папе справиться со своим праведным гневом? Родителям просто нужно взять ручку в левую руку (если она правша), и попробовать выполнить задание ребёнка. Старайтесь это сделать без свидетелей, потому что результаты вас удивят: оказывается, неимоверно трудно писать красивые буквы. Ваши каракули должны напомнить вам, как мало внимания вы уделяли подготовке руки ребёнка к письму, не развивали мелкие мышцы рук. По моим наблюдениям, обычно маме хватает одного такого “урока письма”, чтобы перейти к отношениям сотрудничества с ребёнком.

А сами вы пишете идеальными буквами?

За годы своей педагогической деятельности я ни разу не встретила ребёнка (как, впрочем, и психологически нормального взрослого), который не хотел бы быть хорошим. Думаю, что одна из благородных целей нашей жизни – доказать себе и всем, что ты хороший. Взрослым в этом помогает их опыт и возможности.

Детям намного сложнее! У детей жизненного опыта нет, возможности определяются семьёй, в которой растёт ребёнок. Если ребёнок чувствует любовь и поддержку взрослых, он с радостью и спокойно вступает в жизнь; если нет – в его жизненном сценарии будет доминировать жестокость. Ребёнок всегда прикладывает много силёнок, чтобы завоевать любовь и одобрение взрослых. Ему трудно понять, почему вы первый раз восхищались его песенкой, а потом, после сотого повторения этой же песенки, отругали его и велели замолчать: “Надоел уже со своей песней!”

Мало того, что это просто бессердечно, вы уже заложили первый кирпичик неуверенности в себе в комплекс неполноценности вашего ребёнка: “Я плохо пою, и моя песенка плохая. Лучше молчать.”

Похвалите ребёнка - это придаст ему сил, научите, как ещё можно выразить свою любовь. Последуйте совету Бенджамина Спока: “Любите ребёнка таким, каким он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет. Дело в том, что ребёнок, которого любят и уважают таким, каким он есть, вырастает человеком, уверенным в своих силах и любящим свою жизнь”.

Зачастую родители достижения ребёнка, как бы ни трудно они ему дались, быстренько превращают в норму. А если ребёнок не может постоянно соответствовать высоким требованиям?! Какие унизительные замечания он слышит?! Сами того не желая, родители формируют у ребёнка комплекс неполноценности, ведь дети с готовностью принимают то, что им говорят. Основа нашего жизненного сценария – то, как нас запрограммировали в детстве. Потом у человека уходят годы, чтобы преодолеть “правду”, которую ему проповедовали в далёком детстве. А сколько сил уходит на борьбу со страхом “не соответствовать”. Этот страх приводит к тому, что человек перестаёт доверять всему окружающему, начинает отгораживаться от внешнего мира. Это порождает закрытость, которая, в конечном счёте, приводит к одиночеству.

Мы относимся к себе так, как к нам относились наши родители...

Мы относимся к себе так, как к нам относились наши родители. Мы ругаем и наказываем себя так, как это делали они. Но не стоит обвинять их в жестокости. Они просто не могли научить нас тому, чего не знали сами. Мы понимаем свою боль, забывая, что они тоже испытывали боль. Проблема отцов и детей вечная.

Решать проблему помогает только любовь и взаимопонимание, ведь “Дети – это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу – всё наголо видать. Дети могут нами закрыться, мы ими никогда. И ещё: какие бы они ни были – большие, умные, сильные, они всегда нуждаются в нашей защите и помощи. Кто их примет со своими изъянами? Кто поймёт? Простит?” (Виктор Астафьев, писатель).

автор: Людмила Удовиченко, педагог

Источник

Картина дня

наверх