Объясняет психоаналитик Эрик Смаджа
Наука может объяснить, с одной стороны, самые, а, с другой, — самые привычные вещи. Почему небо голубое? Почему мы не сваливаемся с земного шара? Как устроен смех в нашем организме? На последний вопрос ответид Эрик Смаджа, французский психоаналитик, психиатр, антрополог, автор монографии «Смех», в рамках выступления на «Книжном Арсенале».
О смехе часто говорят, что это естественное свойство человека, ведь смехом мы выражаем радость и удовлетворение от хорошей истории. С другой стороны, смех – это автоматические, рефлекторное поведение, и с этой точки зрения, о смехе люди многого не знают. Смех – многогранен, он является феноменом биологического, психологического, а также исторического и социокультурного порядка.
Невозможно говорить о каждом из этих аспектов отдельно, их нужно рассматривать в комплексе, глобально.Биология смеха
Смех присущ не только человеку. Он является одной из базовых реакций, таких как печаль, страх, удивление и так далее. Смех универсален, и это означает то, что он является врожденным, предопределенным генетически. Если мы посмотрим на филогенетическую историю человека и проанализируем то, что говорят этологи, специалисты по поведению животных, то оказывается, что смех как одно из базовых выражений лица присущ многим млекопитающим. У высших приматов, в частности шимпанзе, с которыми у нас более 90% общего генетического фонда, есть мимические реакции, предвестники смеха – это расслабленное лицо, открытый рот, иногда с вокальным сопровождением, то есть хохотом. Это выражение лица сопровождает строго определенные моменты жизни шимпанзе — игровые поединки.
А если мы посмотрим на детей человека, то первый смех у младенцев появляется в 2-4 месяца, для этого им, разумеется, нужен достаточный уровень нейросенсорного развития. Ученые открыли стереотипную хронологию детского смеха: в первые полгода для смеха нужна тактильно-двигательная стимуляция (поцелуи в животик, игры, щекотка), а во вторые полгода уже добавляется визуальный и слуховой компонент, и ребенок начинает распознавать абсурдные ситуации, когда мама подходит к нему с глазами, закрытыми ладонями, например.
Смех – рефлекторное поведение, его зарождение в организме комплексное. В формировании смеха есть три составляющие – это психология, мозг и двигательно-звуковой компонент. В продуцировании смеха, программировании смехового поведения задействован мозг: ученые прослеживают связь между «программой смеха» в мозге и тем, что мы воспринимаем как комическое.
Двигательно-звуковой компонент – это привлечение мускулов лица, вокализации или хохота в воплощение смеха. В зависимости от гласных, которые употребляются в смехе, мы можем даже делать вывод о значении смеха: «ха-ха-ха» — не то же самое, что «хо-хо-хо» или «хи-хи-хи». Конечно, нужно понимать, что смех – это не только мимика и хохот. В смехе участвует все тело – это жесты, позы, и смех имеет влияние на нервно-вегетативную, сердечно-сосудистую системы и желудочно-кишечный тракт. На самом деле, смех на нейрохимическом уровне провоцирует производство эндорфинов, и именно они дают ощущения удовольствия. Поэтому смех – один из лучших биологических стимулов радости, и я не знаю ни одного человека, который не любил бы смеяться.
Психология смеха
Если говорить о психологии смеха, то здесь нужно различать бессознательные и эмоциональные факторы. В смехе есть интеллектуальная и психобессознательная составляющие, которые превращают нейтральную ситуацию в смешную, комичную. Также смех связан с окружением человека, которое «включает» этот процесс в смешных ситуациях.
Как происходит удовлетворение от смеха? Когда мы фиксируем абсурдность, странность, удивительность ситуации, это в нас вызывает специфическое удовольствие – его мы могли чувствовать в детстве, однако оно было подавлено и запрещено родительским и общественным авторитетом. Эти удовольствия детства могут быть садистского, вуайеристского или махозистского порядка.
История и культура смеха
Смех – это выражение эмоциональное, но в то же время и способ социальной коммуникации, передачи разнообразных чувств. Речь идет не только об удовольствии, смех может выражать:
- Личный триумф, связанный с персональными достижениями
- Победу над другим человеком
- Враждебность
- Скрытую тревогу
- Чувство неловкости
Смех принадлежит к системе коммуникации, которую я называю «смех и смешное». Я имею в виду коммуникацию, в рамках которой есть один или несколько участников, продуцирующих смех. С его помощью они передают месседж о смешном индивиду или группе, и те отвечают смехом, который функционирует как стимул провоцирования смеха у остальных. Такое общение базируются на общей культуре, которую разделяют все участники этой группы коммуникации – общие убеждения, идеи, ценности, представления. Смех также основывается на общем поле воображения, коллективных запретах, вытесненных в бессознательное, и психологическом согласии. Смех существует и во времени и пространстве – среди «заповедников» смеха есть определенные праздники, игры, комедийные представления и так далее. Но так же есть и такие места, где смех запрещен и является абсолютно неприемлемым, как например, в церкви или на кладбище.
Объекты смеха
Как другие феномены человечества, смех регламентируется правилами – мы не смеемся где угодно, из-за чего угодно и когда угодно. Исследуя смех, я сделал вывод, что существуют универсальные темы, над которыми смеются люди, даже принадлежащие к совершенно разным культурам:
- посторонний, человек вне группы смеющихся людей;
- странный, эксцентричный человек;
- если человек внезапно выходит из себя или утрачивает контроль над ситуацией;
- физическая неповоротливость;
- утрата эмоционального или интеллектуального самообладания;
- нарушения социально установленного порядка;
- сфера сексуальности;
- язык – тоже предмет смеховых манипуляций, обычным ее примером являются многочисленные варианты игры со словами.
Наиболее популярными методиками смеха являются преувеличение или преуменьшение, повторы, инверсия, эффекты контраста, языковые непристойности – в первую очередь для унижения сексуальности другого человека. С помощью этих техник смех переворачивает мир вверх тормашками. В результате смех – это индикатор нормы, того, что принято в обществе, и того, что принято считать отклонением от нормы.
На самом деле, смех не очень-то смешной, а что-то очень серьезное. Социальное значение смеха и смешного заключено в том, что они могут удовлетворять желания садистского характера через унижение объекта смеха. Это сопровождается нарциссическим триумфом – я говорю об агрессивном юморе. Вторая функция – символическое удовлетворение тайных желаний эксгибиционистского или вуайеристского характера. Также смех имеет защитную функцию: он отгораживает человека от реалий, провоцирующих тревогу, этим занимается так называемый «черный юмор». Человеческий смех отличается от смеха приматов – многочисленными функциями и значениями, которые и создают его сложность и человеческое измерение.
Свежие комментарии