На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Психолог

45 381 подписчик

Свежие комментарии

  • Аленка 666
    Писали везде - без толкуОбычное утро невр...
  • Владимир Акулов
    Потому  что  не  было  на  эту  отравительницу    ЗАЯВЛЕНИЯ    в  прокуратуру...Пишите  на  нее  заявления.  Власти  ...Обычное утро невр...
  • Аленка 666
    А у нас психбольная всех собак в подъезде перетравила, и ей ничего за это не было, даже в дурку не забираютОбычное утро невр...

Цитаты Фрейда или Как нужно понимать его знаменитые высказывания

Картинки по запросу фрейд психоанализ

Мы все более склонны открывать текст, написанный известными в своей области людьми, мы более ориентируемся на личность известную, нежели на новую, изобретающую какие-то новые идеи. Нам хочется читать мысли Стива Джобса, Марка Цукерберга, Мадонны (даже если это просто их сказки или высказывания, выдернутые из контекста нам неизвестного и мало приносящие нам пользы), но мы как будто бы приобщаемся к их наследию, к их знанию.

Как будто-бы если думая так, как думают они, мы сможем прийти к тому же, к чему пришли они, эти известные личности. Никто уже давно не интересуется первоисточником, не известно правдоподобно ли приведена цитата того или иного известного персонажа или автора, когда он это сказал (если сказал), и по поводу чего именно (а мы знаем, как фраза, выдернутая из контекста, может быть понята совершенно иначе), но мы упорно даем ей статус важности и искренне верим в нее. Цитаты Фрейда постигла, к сожалению, та же участь.

ПРОЧИТАВ ФРЕЙДА, Я К НЕКОТОРЫМ ЦИТАТАМ «КАК БУДТО БЫ ОТ ЕГО ИМЕНИ» ОТНОШУСЬ С ИРОНИЕЙ И УЛЫБКОЙ, А ИНОГДА С ГРУСТЬЮ. ЭТО НЕ ТОЛЬКО НЕ В ЕГО СТИЛЕ, НЕ ТОЛЬКО НЕ ЕГО ВОКАБУЛЯР, НО ИНОГДА СОВЕРШЕННО ДАЛЕКО ОТ ТОГО, ЧТО ОН ГОВОРИЛ В СВОИХ РАБОТАХ.

Но сейчас это не главная задача этой статьи – развеять миф известных афоризмов и высказываний Фрейда. Хотя может быть будет написана когда-то и такая статья. Сейчас давайте все таки приблизимся к его идеям, настолько всколыхнувших мир, но сделаем мы это через самые популярные высказывания в интернете, которые подаются нам как будто бы от его лица (и имеющие очень мало от первоисточника), несмотря на это все таки несущие эти самые глубокие идеи в массы.

Афоризмов Фрейда (как мы берем на веру, не проверяя первоисточник) довольно много. Я приведу здесь самые популярные из них. Те, цитаты Фрейда что завоевали место первенства во всех сообществах и прочих интернет ресурсах.

Что имел в виду Фрейд (если мы возьмем переработанную известную в сети фразу, подающуюся от его лица):

«ЧЕМ БЕЗУПРЕЧНЕЕ ЧЕЛОВЕК СНАРУЖИ, ТЕМ БОЛЬШЕ ДЕМОНОВ У НЕГО ВНУТРИ»

Фрейд очень много внимания в своих работах уделял такой проделанной работе нашей психики, как вытеснение неугодного нам (нашей цензуре) или небезопасного (для нашего спокойствия ввиду отсутствия объяснения) нам материала. Причем информация об этом материале (словесное, скажем, сопровождение) вытесняется в бессознательное, оставляя аффект нетронутым. Так вот такие излишние моменты всегда привлекали его внимание.

Излишняя аккуратность, чрезмерная доброта, повышенная любезность, неестественная гибкость и уступчивость. Как будто бы хотелось при этом спросить: «Что-то тут не так, куда делась вторая сторона медали?» (ведь все амбивалентно).

И ФРЕЙД ПРЕДПОЛОЖИЛ, ЧТО ЭТА САМАЯ ДРУГАЯ СТОРОНА УСЕРДНО ВЫТЕСНЕНА. ПРИЧЕМ, ЧЕМ БОЛЕЕ РОДИТЕЛЬ, СКАЖЕМ, НЕЕСТЕСТВЕННО ДОБР К СВОЕМУ РЕБЕНКУ, ТЕМ С БОЛЬШЕЙ ВЕРОЯТНОСТЬЮ МЫ ПРЕДПОЛАГАЕМ ВЫТЕСНЕННУЮ АГРЕССИЮ ПО ЭТОМУ НАПРАВЛЕНИЮ.

То же касается и ненормальной привязанности 35-летней дочери к своей маме, и усугубленной верности и уважению 40-летнего мужчины к своему отцу. Это же и ненависти к евреям. И к людям нетрадиционной ориентации (именно от этого всех ненавидящих геев в обществе называют «латентными гомосексуалистами»). Тогда стоит предположить, что чем больше усилий прилагает человек к сдерживанию каких-то проявлений характера (которые среднему душевно-здоровому человеку кажутся нормальными), тем больше у него противоположных побуждений внутри и больше сил необходимо на сохранение такого положения вещей. Тем больше у него как раз таких побуждений (того самого, что в этой «цитате» названо демонами).

df00e6ff35981bd0dd1e1641519

«СНОВИДЕНИЯ – КОРОЛЕВСКАЯ ДОРОГА В БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ»

И еще одна очень популярная фраза, относящаяся к теме «Чем более странным нам кажется сон, тем более глубокий смысл он несет».

Сновидения действительно были названы Фрейдом королевской дорогой, ведь именно там исполняется наше бессознательное желание. Вся книга «Толкование сновидений», с которой, собственно, и начался психоанализ, говорит нам о том, какую работу предпринимает психика человека, чтобы это желание все-таки было в сновидении реализовано. Какие механизмы используются самой психикой, чтобы избежать внутреннего сопротивления и цензуры, и получить желаемое.

И действительно, чем более образован человек в плане знания законов психики и внутреннего мира, тем замысловатее его сны. Смысл от этого не глубже, чем смысл от сна простого, вот только запрятать его от внутренней цензуры нужно было гораздо глубже. Такие сны только с виду сложнее. На самом деле там скрывается наше собственное бессознательное желание, поэтому толкование снов дает такую информационную базу для работы бессознательного каждого конкретного человека в терапии.

«У КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ ЖЕЛАНИЯ, КОТОРЫЕ ОН НЕ СООБЩАЕТ ДРУГИМ, И ЖЕЛАНИЯ, В КОТОРЫХ ОН НЕ СОЗНАЕТСЯ ДАЖЕ СЕБЕ САМОМУ»

Очень популярная фраза, в первой части которой говорится о сознательном и спрятанном от других желании, во второй – о желании бессознательном (а значит, неизвестном для самого человека). Сейчас вряд ли встретишь метод психотерапии, где бессознательное не учитывается. Вот как раз в зависимости от того, что бессознательно хочет получить человек от жизни, то у него в большинстве случаев и происходит. Конфликт рождается, когда сам человек об этой скрытой причине подозревает, но понять (осознать) это пока не возможно и резервом добраться туда он не обладает.

«НИЧЕГО НЕ БЫВАЕТ СЛУЧАЙНОГО, ВСЕ ИМЕЕТ ПЕРВОПРИЧИНУ»

Эта фраза скорее всего относилась к его работе «Психопатология обыденной жизни», где имелась в виду случайная оговорка, описка или ошибочное действие (споткнулся, оговорился, случайно поранился). В этом контексте только это вместе со сновидениями человека и представляет из себя единственный способ добраться до бессознательного материала человека. В этом ракурсе как раз это и имеет основной и самый важный смысл и первопричину. Но для кого? Для умеющего слушать бессознательное человека. Для психоаналитика, терапевта. В большинстве своем в обыденной жизни мы можем предполагать совсем не ту первопричину у человека, с кем взаимодействуем, что больше напоминает наши фантазии о его «первопричине», чем то, о чем Фрейд мог говорить в этой, не совсем его, цитате.

«МЫ ВЫБИРАЕМ НЕ СЛУЧАЙНО ДРУГ ДРУГА… МЫ ВСТРЕЧАЕМ ТОЛЬКО ТЕХ, КТО УЖЕ СУЩЕСТВУЕТ В НАШЕМ ПОДСОЗНАНИИ»

Хотелось бы эту «цитату» не учесть, если бы она не была настолько популярна. То, что здесь могло иметься в виду, так это, что мы более всего склонны культивировать отношения с людьми, которые напоминают нам наш первый опыт взаимоотношений, наши первые значимые объекты.

В этом ракурсе тогда у нас действительно есть неразрешенные вопросы, на которые мы все еще не нашли ответа (или ответ нас не устраивает) и для этого мы бессознательно модулируем ситуацию, подставляя (оставляя, замечая) только нужных нам людей. В этом плане нельзя сказать о женщине, отец которой был алкоголиком, что она подыскивает себе мужа алкоголика и находит того, кто уже в ее «подсознании». Но в некоторой степени она все еще бессознательно стремится решить некоторые вопросы, связанные с этим первым опытом любви и взаимоотношений с таким же (подходящим) объектом, как ее отец. Однако мы не выуживаем объекты из нашего «подсознания», хотя весь написанный выше процесс поиска совершается нами действительно бессознательно.

Цитаты Фрейда

«ВСЁ, ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ В ПОСТЕЛИ, – ПРЕКРАСНО И АБСОЛЮТНО ПРАВИЛЬНО. ЛИШЬ БЫ ЭТО НРАВИЛОСЬ ОБОИМ. ЕСЛИ ЕСТЬ ЭТА ГАРМОНИЯ – ТО ВЫ И ТОЛЬКО ВЫ ПРАВЫ, А ВСЕ ОСУЖДАЮЩИЕ ВАС – ИЗВРАЩЕНЦЫ»

Какая смелая фраза, разрешающая любые перверсии в пределах пары как будто бы от имени самого Фрейда. Для каких только целей она не цитируется. В определенном смысле она демонстрирует отношение к Фрейду как к защитнику и лобисту извращений и личного способа к получению человеком удовольствия.

Между тем, Фрейд действительно освобождал человека тем, что показывал нашу детскую естественную сексуальность, которая вначале является перверсной, и ей еще предстоит войти в культуру, принять ограничения и поместить закон изнутри вовнутрь (Сверх-Я). В трех очерках о сексуальности он много пишет о понятии нормы (оттуда и выдернутая из контекста фраза, путешествующая по просторам интернета, что «Мы не настолько плохи, как мы думаем, но и не настолько нормальны, как нам кажется»). И много пишет о отклонении от нормы, первичной и патологичной (в частности, о фетишистах и других извращениях). И как-то сомнительно можно себе представить, что в подобных отношениях оба участника в полной мере являются субъектами в отношениях (а не объектами для наслаждения другого). Вторая же часть указанной фразы как-то вообще мало согласуется как с психоанализом так и его автором.

Отчасти сюда же относится и фраза «Маленький ребенок аморален, у него нет никаких внутренних торможений против стремления к удовольствию». Мораль (и аморален) в качестве ограничений и закона, который еще предстоит ребенку принять, вначале из-за страха внешнего наказания (или потери любви значимого взрослого), а потом и внутрь. И торможению помогает только его абсолютная зависимость от другого человека. Он без него не выживет, буквально и психически. Поэтому он принимает НЕТ и запрет на прямой способ получения удовольствия от взрослого. В этом плане у ребенка действительно отсутствует мораль, но в скором будущем (параллельно с тем, как он начинает говорить, входит в язык), он ее начнет учитывать. И эти жертвы, которые он только начинает платить, делают его человеком, личностью в культуре.

ИЗВЕСТНЫЕ ФРАЗЫ О СУТИ НЕВРОЗА: «ЧЕЛОВЕК ВЫЗДОРАВЛИВАЕТ, «ДАВАЯ ВОЛЮ» СВОЕЙ СЕКСУАЛЬНОСТИ.» «ОБРАЗОВАНИЕ СИМПТОМА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЗАМЕНУ ТОГО, ЧЕМУ ПОЯВИТЬСЯ НЕПОЗВОЛИТЕЛЬНО.» «КОГДА НЕВРОТИК СТАЛКИВАЕТСЯ ЛИЦОМ К ЛИЦУ С КОНФЛИКТОМ, ОН СОВЕРШАЕТ БЕГСТВО В БОЛЕЗНЬ»

“Человек выздоравливает, «давая волю» своей сексуальности” – если это и было как-то примерно так сказано Фрейдом, то только в отношении к неврозу. Невроз имеет под собой причину вытесненную сексуальность или инфантильные желания. Именно в симптоме (болезни) и находит свое убежище невротик (об этом говорят два других предложения, которые действительно являются фразами Фрейда). Таким образом, осознавая скрытый конфликт у больного действительно часто отпадает надобность говорить телом (тело выздоравливает и симптом уходит). И внутренние конфликты действительно часто связаны с вытесненными инфантильными желаниями. Но добраться до них в терапии (и высказать) и «дать волю своей сексуальности» – это разные вещи. Давая волю своей сексуальности невротику не только невозможно (контроль Сверх Я ведь слишком силен), но и способствует усугублению внутреннего конфликта и невроза.

«ДУШЕВНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ НЕ ПРОИСХОДЯТ СЛИШКОМ БЫСТРО, РАЗВЕ ЧТО В РЕВОЛЮЦИЯХ (ПСИХОЗАХ)»

Похоже на высказывание в работе, где он пишет об экономике влечений и о принципе проторенных путей (и о мнемических связях). Принцип заключается в том, что когда наши влечения в нашей конкретной истории когда-то пошли определенным путем, то эти пути закрепляются в психике как речка, определяющая путь течению воды. Вначале случайно, а потом по проторенной дороге (просто потому, что это легче), делая все более глубокие углубления. Именно поэтому изменить способ реагирования не так-то легко. Еще один пример можно привести с путем, каким идет караван. Путники оставляют на своем пути определенные опознавательные знаки, чтобы по возвращению вернутся тем же путем (как раз этим в аналогии Фрейда являются точки фиксации).

«ЭГО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ХОЗЯИНОМ В СВОЕМ СОБСТВЕННОМ ДОМЕ»

Да, Фрейд действительно писал, что инстанция Я не является хозяином в своем доме (понятие Эго относится к американской эго-психологии ), но все же является слугой трех господ: влечений, идущих из Оно, Сверх-Я и внешней реальности. То есть то, что мы зовем своим Я, собой, своим характером, тем, кем Я (как мне кажется) являюсь – это в общем-то некое образование, которое наша психика создала, пытаясь утихомирить влечения из Оно, учитывая строгий голос Сверх-Я и учитывая реальность. И это Я – совсем не хозяин в этой конструкции. Именно поэтому психоанализ – это не укрепление защит, не адаптация Я к жизни в обществе и не усиление инстанции Я. Психоанализ в контексте Фрейда – это всегда отсылка к Оно, к влечениям и их судьбам у каждого отдельного человека, используя его речь как единственный элемент, которым можно исследовать бессознательное.

Надеюсь, от этого Фрейд стал немного понятней и теперь вы, встречая эти высказывания в интернете на разных источниках, будете более тонко чувствовать, к чему там этот афоризм приводят и каким боком он относится к его якобы автору. Кроме того, можно начать с чтения его книг. Лучше всего начать как раз с «Психопаталогии обыденной жизни», с «Тотем и табу» и «Толкование сновидений», при этом минуя начальные главы (они не у одного читателя отбивают охоту читать его великие произведения).

Тина Антонович

Картина дня

наверх