9 причин считать себя умнее остальных

Картинки по запросу

На уровень интеллекта влияет множество факторов. Некоторые могут удивить.

Ученые десятки лет потратили на то, чтобы ответить на вопрос: что делает человека умным? Согласно различным исследованиям, факторов множество: на уровень вашего IQ может повлиять как то, кормила ли вас мать грудью, так и объем вашей талии.

1. Вы не курите

В 2010 году израильские ученые опросили 20 тыс. молодых людей, проверяя уровень их IQ и то, курят они или нет. Результаты были опубликованы в журнале The Daily Mail и гласили следующее:

  • Средний IQ курящего в возрасте 18−21 года составлял 94, а некурящего — 101.
  • Средний IQ тех, кто выкуривал более пачки сигарет в день, составлял 90.
  • Если опрашивались два брата, то некурящий был умнее курящего.

2. Вы учились игре на музыкальных инструментах

Согласно некоторым исследованиям, обучение игре на музыкальных инструментах развивает мозг ребенка:

  • Исследование 2011 года показывает, что вербальные способности детей от 4 до 6 лет улучшились уже после месяца обучения.
  • Исследование 2004 года показало, что у шестилетних детей, обучавшихся игре на пианино в течение 9 месяцев, наблюдалось значительное повышение уровня интеллекта по сравнению с детьми, обучавшимися на курсах актерского мастерства или не посещающими никакие курсы.

3. Вы старший ребенок в семье

Первенцы обычно умнее, но дело не в генетике. The New York Times пишет:

«Согласно исследованию, проведенному в июне 2007 года, старшие дети в семье имеют небольшой, но значимый перевес в IQ — примерно на 3 пункта выше, чем у следующего по возрасту ребенка. Ученые установили, что на это влияют не биологические факторы, а психологические взаимоотношения между родителями и их детьми».

По этой и ряду других причин первенцы обычно успешнее братьев и сестер.

4. У вас тонкая талия

В 2006 году французские ученые начали проводить тесты на IQ у 2,2 тыс. испытуемых в течение 5 лет. Идея исследования: чем толще талия, тем ниже умственные способности. Результаты были опубликованы в журнале The Telegraph:

«Ученые установили, что испытуемые с ИМТ ( индекс массы тела) меньше 20 смогли вспомнить 56% слов в тесте на запоминание слов, а те, ИМТ которых был выше 30, смогли вспомнить только 44%. Через пять лет показатели испытуемых, страдающих ожирением, ухудшились: результат уже держался на уровне 37,5%, в то время как их более стройные коллеги показали такой же результат, как и 5 лет назад».

Поэтому, как говорится, в здоровом теле здоровый дух.

5. У вас есть кошка

Согласно исследованию, проведенному в 2014 году, любители собак оказались общительнее, а любители кошек — умнее. Дэнис Гуастелло, руководитель проекта, утверждает:

«В принципе, этому есть разумное объяснение: те, кто любит собак, чаще выходит на прогулку с собакой, общается с другими собачниками и всеми заинтересованными — потому они и общительнее. В то же время если вы интроверт или ранимый человек, то вам по душе скорее придется посидеть дома, почитать книгу — и кошку выгуливать не надо».

6. Вас кормили грудью

В отчете Дюкского университета значилось:

«В Британии и Новой Зеландии были проведены исследования более 3 тыс. младенцев, получающих грудное вскармливание. Было установлено, что кормление грудью в среднем повышает уровень интеллекта на 7 пунктов в случае, если у детей есть определенная версия гена FADS2».

Как говорит Иллинойсского университета в Чикаго Джулия Ким-Коэн, эта версия гена «помогает расщеплять жирные кислоты материнского молока»:

«Благодаря этому младенец его лучше усваивает, за счет чего активней развивается головной мозг и повышается уровень интеллекта».

В отчете 2007 года ученые пишут, что необходимы дальнейшие исследования, чтобы точнее установить взаимосвязь между геном FADS2, грудным кормлением и уровнем IQ.

7. Вы употребляете легкие наркотики

В исследовании 2012 года, в котором приняли участие более 6 тыс. британцев 1958 года рождения, учеными была установлена связь между высоким уровнем IQ в детстве и употреблением наркотиков в зрелом возрасте. Ученые Джеймс В. Уайт, Катарина Р. Гейл и Дэвид Бэтти пишут:

«Наше исследование показало большую вероятность того, что 11-летние дети с высоким IQ 31 год спустя будут употреблять запрещенные наркотические вещества».

Они пришли к выводу, что в отличие от большинства исследований, установивших взаимосвязь между уровнем интеллекта в детстве и состоянием здоровья в зрелом возрасте, результаты их работы показывают: высока вероятность того, что ребенок с высоким уровнем интеллекта во взрослой жизни будет склонен к вредным для здоровья поведенческим паттернам (например, избыточное употребление алкоголя или наркотических веществ).

8. Вы левша

Скарлетт Йоханссон

Раньше леворукость ассоциировалась с криминальной деятельностью, но потом одно исследование показало, что дело в «дивергентном мышлении», благодаря которому рождаются креативные идеи и новый взгляд на вещи.

Мария Конникова, журналистка The New Yorker, подвела итоги опубликованного в 1995 году исследования:

«Чем больше левшей в группе испытуемых, тем лучше она справляется с заданиями на дивергентное мышление. Так, левши быстрее придумывали, как из двух имеющихся объектов создать третий — например, жердь и консервная банка превращались в скворечник. Им также лучше всех удалось собрать списки слов в наибольшее количество разнообразных категорий».

Наверное, именно поэтому среди архитекторов и музыкантов так много левшей.

9. Вы высокого роста

Наряду с леворукостью, высокий рост причисляют к показателям, ответственным за высокий уровень интеллекта. Некоторые работы подтверждают это мнение.

Так, в отчете об исследовании, проведенном в Принстонском университете, говорится:

«Уже в возрасте трех лет, когда ребенок еще не отправился в школу и она не оказала на него никакого влияния, а также вообще высокие дети значительно лучше справлялись с тестами на интеллект».

Источник

Средства избавления от беспомощности

Когда невозможно контролировать или влиять на неприятные события, развивается сильнейшее чувство беспомощности... Что же с ним делать?

Чувство беспомощности

Пятьдесят лет назад американский психолог Мартин Селигман перевернул все представления о нашей свободе воли. Селигман проводил эксперимент над собаками по схеме условного рефлекса Павлова. Цель — сформировать рефлекс страха на звук сигнала. Если у российского учёного животные по звонку получали мясо, то у американского коллеги — удар током. Чтобы собаки не сбежали раньше времени, их фиксировали в специальной упряжи.



Селигман был уверен, что когда зверей переведут в вольер с низкой перегородкой, они будут сбегать как только услышат сигнал. Ведь живое существо сделает все, чтобы избежать боли, не так ли? Но в новой клетке собаки сидели на полу и скулили. Ни один пес не перепрыгнул легчайшее препятствие — даже не попытался. Когда в те же условия поместили собаку, которая не участвовала в эксперименте, она с легкостью сбежала.

Селигман сделал вывод: когда невозможно контролировать или влиять на неприятные события, развивается сильнейшее чувство беспомощности. В 1976 году ученый получил премию Американской психологической ассоциации за открытие выученной беспомощности.

А что же люди?

Теорию Селигмана много раз проверяли ученые из разных стран. Доказано, что если человек систематически:

— испытывает поражение, несмотря на все усилия;

— переживает трудные ситуации, в которых его действия ни на что не влияют;

— оказывается среди хаоса, где постоянно меняются правила и любое движение может привести к наказанию — у него атрофируется воля и желание вообще что-то делать. Приходит апатия, а за ней — депрессия. Человек сдается. Выученная беспомощность звучит как Марья Искусница из старого фильма: «Что воооля, что невоооля — все равно».

Теорию о выученной беспомощности подтверждает жизнь.

Не обязательно сидеть на поводке и получать удары током. Все может оказаться прозаичнее. Когда я писала эту статью, попросила друзей на фейсбуке поделиться своим опытом переживания выученной беспомощности. Мне рассказали:

— про неудачные попытки устроиться на работу: отказ за отказом без объяснения причин,

— про мужа, который мог встретить вечером с дорогими подарками, а мог с агрессией без видимого повода, по настроению. (Рядом — почти такая же история про жену),

— про начальника-самодура, который каждый месяц раздавал штрафы по каким-то новым и нелогичным критериям.

Со стороны кажется, что выход есть. Перепиши резюме! Подай на развод! Пожалуйся на начальника! Сделай вот это и еще вон то! Но как пес Селигмана, человек, который загнан в беспомощность, не может перепрыгнуть даже через низенький заборчик. Он не верит в выход. Он лежит на полу и скулит.

Порой даже абьюзивного партнера или начальника-самодура не нужно. Геля Дёмина, студентка на стажировке в Корее, рассказывает, как на одном занятии профессор дал классу задание. Из букв на листочках нужно сложить названия стран. Когда выходит время, профессор просит поднять руки тех, кто уверен в своем ответе. И так раз за разом. К последнему заданию половина студентов скисли.

«После того, как решили все пункты, мы начали проверять ответы, — рассказывает Геля. — У правой стороны было почти все правильно. А у ребят слева не было верных ответов вообще. Последнее задание (D E W E N S — Sweden) решили только двое из десяти человек с левой стороны. И тут профессор говорит: „Вот вам и подтверждение гипотезы“. На экране появляются два варианта теста, который у нас был. В то время, как правая группа получила совершенно нормальный тест, у левой группы во всех заданиях была перепутана одна буква. Правильный ответ в их случае получить было невозможно. Вся соль была в последнем вопросе, про Швецию. Он у двух команд одинаковый. У всех была возможность получить правильный ответ. Но за прошлые пять вопросов ребята полностью убедили себя, что не могут решить задание. К моменту, когда настала очередь верного ответа, они просто сдались».

Как противостоять хаосу?

Что делать, если выученная беспомощность уже отвоевывает внутреннюю территорию?

Можно ли не опускать руки и не сдаваться апатии?

Можно. И здесь ученые с жизнью снова заодно.

Средство 1: Делайте что-нибудь

Серьезно: что угодно. Психолог Бруно Беттельгейм выжил в концлагере с политикой постоянного хаоса. Руководство лагеря, рассказывал он, устанавливало новые запреты, часто бессмысленные и противоречащие друг другу. Охранники ставили заключенных в ситуации, где любое действие могло привести к суровому наказанию. В этом режиме люди быстро теряли волю и ломались. Беттельгейм предложил противоядие: делать все, что не запрещено. Можешь лечь спать вместо того, чтобы обсуждать лагерные слухи? Ложись. Можешь почистить зубы? Чисть. Не потому, что хочешь спать или заботишься о гигиене. А потому, что так человек возвращает субъективный контроль в свои руки. Во-первых, у него появляется выбор: сделать то или иное. Во-вторых, в ситуации выбора он может принять решение и немедленно его исполнить. Что важно — это собственное, личное решение, принятое самостоятельно. Даже маленькое действие становится вакциной против превращения в овощ.

Эффективность этого способа в 70-е годы подтвердили американские коллеги Беттельгейма. Эллен Лангер и Джудит Роден провели эксперимент в местах, где человек наиболее ограничен в свободе: тюрьма, дом престарелых и приют для бездомных. Что показали результаты? Заключенные, которым разрешили по-своему расставить мебель в камере и выбирать ТВ-программы, стали менее подвержены проблемам со здоровьем и вспышкам агрессии. У пожилых людей, которые могли по своему вкусу обставить комнату, завести растение и выбрать фильм для вечернего просмотра, повышался жизненный тонус и замедлялся процесс потери памяти. А бездомные, которые могли выбрать кровать в общежитии и меню на обед, чаще начинали искать работу — и находили.

Способ справляться: делайте что-нибудь потому, что можете. Выберите, чем занять свободный час перед сном, что приготовить на ужин и как провести выходные. Переставьте мебель в комнате так, как вам удобнее. Находите как можно больше точек контроля, в которых вы можете принимать собственное решение и исполнять его.

Что это может дать? Помните про собак Селигмана? Проблема не в том, что они не могли перепрыгнуть барьер. Так и у людей: проблемой порой является не ситуация, а потеря воли и веры в значимость своих действий. Подход «делаю, потому что выбрал делать» позволяет сохранить или вернуть субъективное ощущение контроля. А значит, воля не отъезжает в сторону кладбища, укрывшись простыней, а человек продолжает двигаться в сторону выхода из тяжелой ситуации.

Средство 2: Прочь от беспомощности — маленькими шагами

Представления о себе «у меня ничего не получается», «я никчемный», «мои попытки ничего не изменят» складываются из частных случаев. Мы, как в детской забаве «соедини точки», выбираем какие-то истории и соединяем их одной линией. Получается убеждение о себе. Со временем человек все больше обращает внимание на опыт, который подтверждает это убеждение. И перестает видеть исключения. Хорошая новость в том, что убеждения о себе можно изменить таким же образом. Этим занимается, например, нарративная терапия: вместе с помогающим практиком человек учится видеть альтернативные истории, которые со временем соединяет в новое представление. Там, где раньше была история о беспомощности, можно найти другую: историю о своей ценности и важности, о значимости своих действий, о возможности влиять на происходящее.

Важно находить частные случаи в прошлом: когда у меня получилось? когда я смог на что-то повлиять? когда изменил ситуацию своими действиями? Так же важно обращать внимание на настоящее — вот здесь помогут маленькие достижимые цели. Например, навести порядок в кухонном шкафчике или сделать важный звонок, который давно откладываете. Нет слишком маленьких целей — все важны. Справился? Получилось? Прекрасно! Нужно отметить победу! Известно, что где внимание — там и энергия. Чем больше внимания достижениям, тем сильнее подпитка для новой предпочитаемой истории. Тем выше вероятность не опустить руки.

Способ справляться: ставьте маленькие реальные цели и обязательно отмечайте их достижение. Ведите список и перечитывайте его хотя бы два раза в месяц. Со временем вы заметите, что цели и достижения стали крупнее. Найдите возможность наградить себя какой-нибудь радостью за каждый выполненный пункт.

Что это может дать? Небольшие достижения помогают набраться ресурса для более масштабных действий. Нарастить уверенности в своих силах. Нанизывайте новый опыт как бусины на леску. Со временем из отдельных деталей получится ожерелье — новая история о себе: «Я важен», «Мои действия имеют значение», «Я могу влиять на свою жизнь».

Средство 3: Другой взгляд

Селигман открыл проблему, а дальнейшую жизнь и карьеру посвятил поиску решения. Ученый выяснил, что животные могут научиться противостоять беспомощности, если у них есть предыдущий опыт успешных действий. Собаки, которые сначала могли отключить ток, нажимая головой на панель в вольере, продолжали искать выход, даже когда их фиксировали.

В сотрудничестве с известными психотерапевтами Селигман начал изучать поведение людей и их реакции на внешние обстоятельства. Двадцать лет исследований привели его к выводу: склонность тем или иным образом объяснять происходящее влияет на то, ищем ли мы возможность действовать или сдаемся. Люди с убеждением: «Плохие вещи случаются по моей вине» более склонны к развитию депрессии и состоянию беспомощности. А те, кто считает «Плохое может случиться, но это не всегда моя вина и когда-нибудь оно прекратится», быстрее справляются и приходят в себя при неблагоприятных обстоятельствах.

Селигман предложил схему рефрейминга: переосмысления опыта и перестройку восприятия. Называется она «Схема ABCDE»:

A — Adversity, неблагоприятный фактор. Вспомните неприятную ситуацию, которая вызывает пессимистичные мысли и чувство беспомощности. Важно для начала выбирать ситуации, которые по шкале от 1 до 10 вы оцениваете не выше, чем на 5: так опыт обучения рефреймингу будет более безопасным.

B — Belief, убеждение. Запишите вашу интерпретацию события: все, что думаете о произошедшем.

C — Consequence, последствия. Как вы повели себя в связи с этим событием? Что чувствовали в процессе?

D — Disputation, другой взгляд. Запишите доказательства, которые подвергают сомнению и опровергают ваши негативные убеждения.

E — Energizing, активизация. Какие чувства (и, возможно, поступки) вызвали новые аргументы и более оптимистичные мысли?

Способ справляться: попробуйте опровергнуть пессимистичные убеждения письменно. Заведите дневник для записи неприятных событий и их проработки по схеме ABCDE. Перечитывайте свои записи каждые несколько дней.

Что это может дать? Стрессовые ситуации будут возникать всегда. Но со временем и практикой можно научиться более эффективно справляться с беспокойством, не сдаваться беспомощности и вырабатывать собственные успешные стратегии реакции и поведения. Энергия, которая раньше обслуживала пессимистичные убеждения, высвободится, и ее можно вложить в другие важные области жизни.

P.S. Техника безопасности
Я рада, если сейчас вы дочитываете статью, а внутри уже рождается желание действовать. Пожалуйста, проявите бережность к себе в дальнейших действиях. Важно помнить, что нет единственного решения, которое безусловно подойдет каждому. Человек и его жизненная ситуация сложнее, чем самая продуманная и детальная схема. Иногда самостоятельная работа дает желаемый результат. А иногда нужно заручиться внешней поддержкой и/или обратиться за помощью к специалисту. Особенно стоит обратиться за профессиональной помощью, если:

Возможность хорошего будущего за пределами сегодняшних обстоятельств.

— вы испытываете тяжелые переживания и по шкале от 1 до 10 оцениваете их на 7 или выше;
— вы находитесь в депрессивном состоянии, все валится из рук;
вы начали самостоятельную работу, но в процессе ощущаете себя хуже;
— ощущение беспомощности усиливается, а негативные представления о себе укрепляются.

Пожалуйста, доверяйте своим ощущениям и позаботьтесь о себе и своем состоянии. Я верю в то, что в трудных обстоятельств мы встречаемся еще и с собственной силой. Выбор прочитать эту статью и попробовать описанные в ней способы уже значит, что внутри есть вера в перемены и возможность движения туда, где лучше. У собак Селигмана не было выбора. У нас он есть. Давайте выбирать волю.

Елизавета Мусатова

Популярное в

))}
Loading...
наверх