На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Психолог

45 383 подписчика

Свежие комментарии

  • Аленка 666
    Писали везде - без толкуОбычное утро невр...
  • Владимир Акулов
    Потому  что  не  было  на  эту  отравительницу    ЗАЯВЛЕНИЯ    в  прокуратуру...Пишите  на  нее  заявления.  Власти  ...Обычное утро невр...
  • Аленка 666
    А у нас психбольная всех собак в подъезде перетравила, и ей ничего за это не было, даже в дурку не забираютОбычное утро невр...

Психология Таро: 22 шага на пути к себе

Мы живем в интересное время глобализации и интеграции. Все больше обнаруживается пересечений и обмена между, казалось бы, разными областями – в науке в том числе. Еще интереснее, когда академические учения заимствуют элементы из совершенно других сфер. То, что раньше считалось чистой мистикой и эзотерикой, оказывается рабочим инструментом – и в психологии теперь используется работа с картами таро.

Система таро

Разнообразие современных вариантов таро поражает: от ставших уже классическими «Марселького» и «Таро Уайта» до колод по мотивам «Пиратов Карибского моря» или мультфильмов аниме. Однако все они все же подчиняются единым правилам и четкой структуре.

Во-первых, в каждой колоде таро обязательно должно быть 78 карт: 22 из них относятся к Старшим Арканам, а остальные – к Младшим. Последние делятся на четыре группы по мастям (стихиям): кубки (вода), жезлы (огонь), монеты (земля) и мечи (воздух). Каждая группа имеет следующее строение и иерархию:

Номерные карты от туза (единицы) до десятки, с использованием арабских цифр. На них изображены небольшие сюжеты, иллюстрирующие значение карты, при этом одна картинка не повторяется.

Фигурные карты, то есть карты, изображающие фигуру – конкретный человеческий образ: пажа, рыцаря, королеву и короля. Три мужских и один женский образ в каждой группе.

По одной из версий, Младшие Арканы породили потом знакомую нам игральную колоду, где кубки стали червами, жезлы – трефами, монеты – бубнами, а мечи – пиками. Другая версия диаметрально противоположна: это Младшие Арканы были заимствованы из итальянской карточной игры «тароччи». Расхождение между Старшими и Младшими Арканами в значениях и значимости позволяет ряду исследователей предполагать: в действительности это две независимые друг от друга колоды, имеющие разные истоки, развивавшиеся независимо друг от друга, и лишь потом объединенные в единое целое.

Старшие Арканы, как явствует из названия, имеют более глубинную символику и серьезное значение. У каждой карты свой индивидуальный номер, обозначенный римской цифрой, свое название и значение. (Например, первый Старший Аркан – Маг, и его нельзя по своей прихоти объявить пятнадцатым или двадцатым). В гадательной системе работы с таро они символизируют внутреннее состояние и ключевые моменты жизни, тогда как Младшие Арканы рассказывают о внешних, не столь значительных событиях.

История таро

О происхождении этих карт известно довольно много мифов и прискорбно мало фактов.

  • Пожалуй, самая распространенная легенда приводит нас в Древний Египет и приписывает идею создания таро Гермесу Трисмегисту, который считается древним магом, философом, теософом, основателем герметизма (герметической философии) и порой даже – богом! Египетская традиция связывала его с Тотом – богом мудрости, знаний и письма. Возможно, одним из реальных прототипов был храмовый жрец бога Тота. По легенде, он провел 40 дней в пустыне, и ему явились знаки. Эти знаки, зарисованные по возвращении из пустыни Трисмегистом, и стали основой таро.
  • Еще один миф связывает карты с египетской «Книгой мертвых» (III тысячелетие до н. э.). Это сборник гимнов, историй, религиозных советов, облегчающих путешествие души по загробному миру «к свету». Поэтому он помещался в гробницу – в помощь ушедшему. «Книга мертвых» была для наглядности иллюстрирована, некоторые сюжеты изображались на стенах гробниц. Возможно, эти рисунки потом оказались перенесены в колоду.
  • Многие тарологи занимались очень внимательным изучением связи карт с каббалой. И чем больше изучали, тем больше находили: тайные знаки, значимые совпадения… В каббалистической версии 22 Старших Аркана и 22 буквы еврейского алфавита считаются неслучайным совпадением. Якобы Моисей принес знания о таро из Египта, вызволяя свой народ из плена, а впоследствии это знание усовершенствовалось и расширилось.

Что касается фактов, то они таковы: упоминание о первой колоде засвидетельствовано во Франции, в конце XIV века. На троне тогда восседал Карл VI Валуа (1368–1422), прозванный Безумным за прогрессировавшее психическое заболевание, по иронии судьбы – сын Карла V Мудрого. Первая колода таро теперь известна как «Таро Карла VI», или «Таро Грингонье» – по имени художника Жакмина Грингонье, который, возможно, был связан с одним из тайных орденов, хранящих древние знания. А значит, история таро действительно могла начаться задолго до появления на свет этой первой известной историкам колоды. Однако оригинал не сохранился, в Национальном музее есть лишь срисованная с него сто лет спустя колода. Самой давней из сохранившихся является итальянская колода XV века. Она называется «Таро Висконти-Сфорца», по именам аристократических семейств, которым она принадлежала (Милан, около 1450 года). В своем теперешнем виде таро известны с XVI века, и тогда же впервые документально упоминается слово «таро».

Вокруг названия не меньше дискуссий, чем вокруг происхождения. Этимология так до конца и не известна. Возможно, «таро» – древнеегипетское слово или словосочетание, означающее «царский путь». Или же название происходит от итальянской карточной игры тароччи. Есть еще версия арабской этимологии, при этом как изначальное слово называют варианты «турук» (пути), «тарака» (бросать) или «тарх» (вычитание). 

Таро Уайта

В начале XX века появляется самая на сей день известная и популярная колода таро. Автором ее идеи выступил Артур Эдвард Уайт (1857–1942), художницей стала американка Памела Колман Смит (1878–1951), издателем – Уильям Райдер в своем издательстве «Райдер». Поэтому колода вошла в историю сразу под несколькими именами: «Таро Уайта», «Таро Райдера», «Таро Райдера – Уайта», «Таро Райлера – Смит» и т. д. Она была впервые издана в 1909 году. Ее разработчик А. Уайт был англичанином американского происхождения, мистиком, оккультистом, автором множества книг по эзотерике.

«Колода Уайта» уже более ста лет остается самым признанным и популярным вариантом таро. Всего же в мире существуют даже не сотни, а тысячи вариантов таро. Некоторые созданы серьезными оккультистами: например, «Таро Тота» (1944) английского оккультиста, мага Алистера Кроули (1975–1947). Но многие колоды представляются в большей степени развлекательными и не несут серьезной символики (карты, созданные по мотивам современных фильмов, мультфильмов и др.).

Таро-терапия

В психологию таро «привел» Карл Густав Юнг. Он изучал архетипические символы и их проявления в разных культурах, изыскивая возможности использовать эти сведения в психологической работе. При изучении карт таро подходящие образы он обнаружил в Старших Арканах. Именно поэтому система таро смогла пройти через столетия – она затрагивает глубинные пласты нашей психики. Каждый из Старших Арканов символизирует собой тот или иной архетип: и тех, и других – 22. А значит, эту часть колоды можно использовать в психологической работе. Каждый Старший Аркан содержит универсальную для всего человечества архетипическую символику, поэтому воспринимается всеми людьми одинаково – вне зависимости от нашего возраста, пола, характера и исторической эпохи. И вне зависимости от степени знакомства с этими картами. А вот Младшие Арканы были Юнгом проигнорированы как не несущие глубинной символики. Правда, уже современные психотерапевты все же используют их в работе с клиентами – но как обычные проективные картинки, пробуждающие воображение клиента. Они не обладают глубиной и универсальностью символики Старших Арканов, зато могут иметь для клиента символику личную, вызвать у него определенные ассоциации… Некоторые современные колоды содержат яркие сюжеты и представляют богатую возможность для такого рода проективных исследований. Например, «Таро сказок» поднимает регрессивный (детский) материал из глубин подсознания, а такие сексуализированные колоды, как «Мановар» и «Таро наслаждений», помогают выявить любовный сценарий клиента.

Каждый из Старших Арканов имеет свой номер: от I до XXI и 0 (карта Шут может занять любое положение в колоде). Таким образом, Старшие Арканы идут в строго определенной последовательности. Это отображает тот путь, который должна проделать личность в своем развитии. По Юнгу, цель человеческой жизни и цель психотерапии – индивидуация, путь к себе, достижение архетипа Самости, абсолютной целостности и тождественности себе, что и является залогом полной гармонии с собой и с миром. Последний Аркан так и называется – Мир: это окончательный итог, соединение со своей Самостью и с миром вокруг себя. Последовательность Старших Арканов отображает человеческую жизнь – путь индивидуации. Каждый шаг – встреча с тем или иным архетипом. Мы должны усвоить связанный с этим архетипом урок, тогда можно двигаться дальше.

Впоследствии среди тарологов и психологов появилось множество сторонников юнгианской традиции, развивающих его идеи. Уже хрестоматийной стала замечательная книга Хайо Банцхафа (Hajo Banzhaf) «Таро и Путешествие героя», в которой автор описывает эзотерическую и психологическую символику каждого Старшего Аркана, каждый шаг «героя», то есть личности, решившейся на развитие, на движение вперед.

Хайо Банцхаф (1949–2009) – немецкий эзотерик, таролог, писатель, филолог, лингвист. Его книги переведены на 15 языков, в том числе на русский. В России он бывал и лично.

Со временем Карл Густав Юнг с помощью американского психоаналитика и художника Роберта Вэнга создал свой собственный вариант колоды таро, так называемые «Юнгианские таро». Впоследствии Вэнг даже предложил систему упражнений для работы с этими картами, что способствовало популяризации колоды. В 1988 году были опубликованы его комментарии к колоде. Однако отношение к «Юнгианским таро» в психологическом мире неоднозначное. Чаще для работы с архетипами специалисты используют все же более раннюю колоду Уайта, а юнгианскую – для работы со снами.

Источник

Картина дня

наверх