На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Психолог

45 383 подписчика

Свежие комментарии

  • Аленка 666
    Писали везде - без толкуОбычное утро невр...
  • Владимир Акулов
    Потому  что  не  было  на  эту  отравительницу    ЗАЯВЛЕНИЯ    в  прокуратуру...Пишите  на  нее  заявления.  Власти  ...Обычное утро невр...
  • Аленка 666
    А у нас психбольная всех собак в подъезде перетравила, и ей ничего за это не было, даже в дурку не забираютОбычное утро невр...

"За что мне всё это?" или вера в справедливый мир

Картинки по запросу

"Почему это всё происходит со мной?", "Почему именно я?", "За что это моей семье?", "Этого не могло в моей жизни случиться!"… Многие люди в трудных ситуациях мучительно задаются вопросами "почему?" и "за что?". И ответы, которые они находят, не радуют.

Когда что-то, что мы оцениваем как плохое, случается в нашей жизни, то одна из наших первых реакций – попытка понять, почему это произошло. Мы ищем причину даже тогда, когда она не может быть найдена.

Несчастный случай уносит жизнь близкого человека, и мы думаем: "почему с ним, с нами это произошло?".
В семье рождается особенный ребенок, и родители пытаются понять, как так могло случиться ("почему он, ведь мы здоровы, ведём правильный образ жизни и т.д.").

Врач сообщает неизлечимый или смертельный диагноз, а внутри звучит всё тот же вопрос: "почему именно я?", "за что это мне?".

В сильном пожаре сгорает дом и всё имущество семьи. Женщина становится жертвой изнасилования. Человек вырастает в семье, где с ним обращались очень жестоко. Стихийное бедствие уносит жизни сотен людей.

И многие, многие другие ситуации. Вы наверняка найдёте в своём опыте похожие примеры.

Какие ответы мы находим?

Это зависит от нашего прошлого опыта, религиозных взглядов, личностных ценностей, особенностей мировоззрения. Довольно часто психика предлагает нам ответ, окрашенный чувством вины, - "если с тобой что-то произошло, значит, ты заслужил" ("сам виноват", "отвечаешь за грехи предков" и т.д.)

В случаях, когда чувство вины развито не так сильно и уровень самопринятия повыше, мы можем счесть своё страдание незаслуженным, несправедливым. И здесь утешаем себя мыслью – "Ну ничего, ему (т.е. обидчику) это вернётся, жизнь его накажет! Наказание найдет его в любом случае! И если не в этой жизни, то в следующей точно!". Созвучны этому утешению и все вариации на тему бумеранга, кармы, божьей кары и вселенской справедливости.

Откуда что берётся?

Желание отыскать справедливую причину своего или чужого страдания часто продиктовано когнитивным искажением, архаичной психологической защитой - верой в справедливое устройство мира. Примеры объяснения несчастий народов и стран их греховностью мы встречаем в Библии и других древних текстах.

Первые крупные исследования веры в справедливый мир проводились в 60 гг. XX века и принадлежат американскому профессору социальной психологии Мелвину Лёрнеру. В ходе его экспериментов участники были очевидно склонны наделять выигравших в лотерею позитивными чертами ("они хорошие, поэтому заслужили свою удачу"), а жертв насилия – отрицательными ("они виновны, поэтому заслужили своё несчастье"). Более поздние исследования феномена (авторы - Рабин, Пеплау) показали, что к данному когнитивному искажению более склонны люди консервативные, авторитарные, религиозные.

Наша вера в справедливый мир нам говорит: "Ничто не случается без причины, существуют законы и закономерности, мир находится во власти справедливых правил", что даёт нам ощущение безопасности, дарит смысл, вносит распорядок в хаос.

За верой в справедливый мир находится желание контроля, ведь "если я веду себя хорошо, мир будет хорош со мной". И проще поверить в то, что "это я плохой", чем в то, что мир несправедлив. Так дети неизменно приписывают ссоры и развод родителей своей плохости ("родители ссорятся из-за меня", "мама и папа развелись, потому что я плохо себя вёл").

Потому что "если я плох, я могу начать вести себя иначе, искупить свою вину и всё снова станет хорошо". Потому что "таким образом я обретаю контроль над неподконтрольным и хаотичным миром". Потому что "за моим контролем находится страх - я боюсь беспомощности, хаоса, бессмысленности". Потому что "меня страшит мир, в котором с кем угодно может произойти всё что угодно".

Во что выливается вера в справедливый мир?

Как и любая другая психологическая защита, вера в справедливый мир полезна и нужна, потому что помогает выживать, справляться с реальностью. Но будучи неосознанной, она таит в себе множество ловушек.

Среди них – ощущение человеком собственной виновности, греховности, страх и желание быть наказанным, страх быть счастливым, если "не заслужил" или позиция жертвы, когда счастья нет, хотя вроде его "заслужил" своим правильным поведением. Слово "заслужил" в этом смысле показательное. Можно надолго застрять в стадии "за что?" ("я не заслужил такого") и уйти в депрессивное состояние, хроническое недовольство собой и своей жизнью.

На уровне общества феномен проявляется в осуждении жертв насилия и неудачи ("сами виноваты"), популярности написанных или экранизированных историй, где добро побеждает зло, негодяи наказаны, а герои получают награду.

Что делать? Несколько важных моментов

Осознать и принять, что мир необязательно бывает справедливым. Что не у всего есть разумная причина. Что счастье, как и несчастье, совершенно необязательно надо заслужить и уж тем более "выстрадать". Что пострадавших не стоит винить, а лучше проявить сочувствие и поддержать, если на то есть силы и желание.

А еще тупиковые и депрессивные вопросы "за что?" и "почему?" замените на вопросы, обращенные к себе:

  • Что я могу сделать с этой ситуацией?
  • Как я могу поступить, чтобы изменить, улучшить, наладить, исправить?
  • Как я могу отнестись к произошедшему, чтобы это не причинило мне вреда, а наоборот, принесло пользу?
  • Как мне лучше позаботиться о себе (и других) в этой ситуации?
  • Какое новое для меня знание несёт случившееся?
  • Чему я могу научиться в этой ситуации? Какие навыки приобрести?
  • Какие новые цели я могу поставить перед собой, отталкиваясь от случившегося?
  • Что я смогу посоветовать себе и другим, исходя из произошедшего?

Это как раз именно те конструктивные и по-настоящему возвращающие контроль и активную позицию вопросы, которые помогут обрести равновесие и наметить путь совладания с жизненной трудностью.

Источник

Картина дня

наверх