На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Психолог

45 381 подписчик

Свежие комментарии

  • Аленка 666
    Писали везде - без толкуОбычное утро невр...
  • Владимир Акулов
    Потому  что  не  было  на  эту  отравительницу    ЗАЯВЛЕНИЯ    в  прокуратуру...Пишите  на  нее  заявления.  Власти  ...Обычное утро невр...
  • Аленка 666
    А у нас психбольная всех собак в подъезде перетравила, и ей ничего за это не было, даже в дурку не забираютОбычное утро невр...

Что делать, если ребенок ворует: советы психолога и реальные истории

Что делать, если ребенок ворует: советы психолога и реальные истории

Практически каждый ребенок однажды может украсть. Кто-то будет пойман, а кто-то нет. Один сделает это лишь раз, другой повторит. Как поступать родителям?

«Пытались ли вы в детстве что-то украсть?» Этот вопрос мы задали в приличной компании взрослых людей. Икаждому нашлось, что рассказать.

  • «Я украла книжку, – призналась одна наша коллега, редактор. – Меня хорошо знали в книжном магазине, ведь моя мама была директором школы. Поэтому никому и в голову не пришло проверить мой портфель. Зачем я это сделала? Ради эксперимента. Больше никогда так не поступала».
  • «А я лет в пять попытался вынести бублик из магазина, – рассказал солидный айти-специалист. – Помните, были такие сдобные бублики с маком по 5 копеек? Но меня поймали, отвели в подсобку и провели там воспитательную беседу. Мне было очень стыдно».
  • «Мы с друзьями вообще лазили в окна и воровали еду! – ошарашила молодая писательница. – Но однажды попали в квартиру к знакомому, и это был для меня последний раз...»

Каждый с упоением делился своей историей. Конечно, все знали, что красть плохо. И тем сильнее хотелось попробовать запретный плод. Воровали игрушки, сладости, канцелярские принадлежности, книжки... Но никто из этих людей не стал вором. Никто впоследствии не захотел повторить криминальный опыт. Означает ли это, что детское воровство следует оставлять безнаказанным? Нужно ли родителям переживать из-за единичного случая? А если воровство повторилось? Может, это признак болезни – клептомании? Эти вопросы мы обсуждаем с психоаналитиком, врачом-психотерапевтом с 34-летним стажем Эдуардом Анатольевичем Ливинским.

Случай в детском саду

Пете 4 года. Он третий день в детском саду. Принес домой пластикового леопарда: «Мама, смотри! Он как живой!» Мама долго выясняет, откуда игрушка. Оказывается, взял без спросу у другого мальчика. На следующий день игрушка возвращается владельцу, но вскоре Петя приносит домой чужой калейдоскоп... У мамы истерика: «Неужели в нашей семье растет вор?»

Маленькие дети привыкли брать без спросу все, что им нужно, объясняет Эдуард Анатольевич. Понятие «свое-чужое» у них формируется в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, когда происходит первичная социализация. Оторвавшись от мамы, попав в общество, ребенок переносит на окружающих свой опыт взаимодействия с родителями. Поэтому воровство в этом возрасте не что иное, как признак недостаточной социализации. Малыш просто пытается получить то, что он хочет, доступным ему способом. Что в этом случае могут и должны сделать родители?э

Терпеливо объяснять разницу между «своим» и «чужим». Причем лучше всего использовать для этого пары различения: «Это твоя игрушка, и тебе будет грустно, если Саша заберет ее домой. А это Сашина, поэтому ты ее брать без спросу не можешь». Активно социализировать ребенка – это встречаться с друзьями, где есть дети похожего возраста, бывать в детских коллективах.

Если жизнь несправедлива

Володе 10 лет, он давно знает, что воровать нехорошо. Его семья живет очень скромно, зарплаты родителей едва хватает на самое необходимое. А у двоюродного брата Алеши папа имеет свой магазин, красивый автомобиль, у Алеши есть свой планшет и мобильный. Володя иногда гостит у брата в соседнем городе. В этот раз вернулся с джипом на радиоуправлении, сказал, что ему подарил дядя. Вскоре выясняется, что он увез джип без спросу.

«Если ребенок живет в стесненных условиях, то, воруя, он восстанавливает историческую справедливость, – объясняет психоаналитик. – А тут дети еще и родственники, но у одного есть все, чего он только пожелает, а у другого дефицит элементарного. «Чем же брат лучше меня?» – думает Володя и решает самым легким и быстрым путем ликвидировать эту несправедливость. Здесь срабатывает и детская вера в свое всемогущество: «Я могу все, и мне за это ничего не будет!»

Родители ругают Володю, называют вором, наказывают. Мальчик замыкается, уходит в себя. Правильно ли они поступают?

Объяснять, что чужое брать недопустимо, безусловно, нужно. Но в данном случае родители должны постараться еще и уменьшить дефицитарность в жизни ребенка. То есть обеспечить его тем необходимым, что есть у его одноклассников, друзей, чтобы он не чувствовал себя обделенным. Стоит откровенно поговорить и выяснить, чего мальчику особенно не хватает. И постараться предоставить ему это в нужном количестве!

Иногда бывает, что дети очень страдают, не имея каких-то статусных вещей: мобильного телефона, модной куртки. Тогда они оказываются изгоями в своей возрастной группе. И в этом случае мамеи папе важно «подтянуться» и удовлетворить эту потребность, потому что это не блажь, а желание встроиться в авторитетную для подростка среду.

Обратите внимание!

А вот у 12-летней Иванки дома есть все. Пожаловаться на дефицит она не может: лучшие игрушки, модная одежда, игровая приставка, телефон, айпад. И тем не менее Иванка регулярно приносит из класса чужие вещи. Родители не понимают, что не так. При более подробной беседе выясняется, что девочка редко проводит время с матерью и отцом. В основном ею занимается няня, которую она не любит. Бывает, что Иванка ложится спать, так и не увидев родителей. Ее время расписано, как у министра, мама и папа требуют, чтобы дочка хорошо училась, посещала кружки, но мало интересуются ее внутрен- ним миром... В школе у девочки тоже нет друзей, в том числе и по причине воровства.

Как быть? Воровство Иванки – форма протеста, объясняет Эдуард Ана- тольевич. И попытка обратить на себя внимание родителей. Материальных благ девочке хватает, а вот душевной теплоты – нет: внимания, заботы, участия, ощущения собственной значимости в семье. Ведь ее ни о чем не спрашивают: родители все знают сами, организовывают ее время и жизнь по своему желанию. А в школе Иванка воровством еще и протестует против равнодушия одноклассников. Не хотите со мной дружить? Получайте! Формируется замкнутый круг.

В подобных случаях родителям стоит задуматься, обеспечивают ли они сыну или дочке две важные потребности: значимость и безопасность. Если ребенка уважают в семье, проявляют интерес к его жизни, воспринимают как личность, поощряют за дело, то он не станет добиваться внимания антисоциальными поступками.

«Каждый случай воровства нужно рассматривать отдельно, – говорит доктор Ливинский. – За каждым поступком нужно искать символизм: что именно хотел сообщить ребенок родителям/друзьям/учителям. В очень редких случаях воровство – проявление психопатии, когда человек живет, повинуясь инстинктам, и не включает мышление. Тогда действительно нужно лечение. Но гораздо чаще ребенок передает окружающим зашифрованное послание. Расшифруйте его, обеспечьте ребенка тем, чего ему не хватает, – и воровство больше не повторится».

Попытки восстановить утраченную связь с родителями – частая причина воровства. Воруя, ребенок посыает сигнал родителям. Разберитесь, что он хочет вам сообщить.

Три красноречивые истории

Почему дети воруют и как родители могут это остановить? Перед вами показательные примеры из жизни.

  • О яблоках. Как-то Антон с компанией забрался во двор соседа, чтобы нарвать райских яблочек. Попались. В итоге друзья получили от родителей нагоняй, а отец Антона поехал на базар и привез сыну ведро «раечек». «Ты говорил, что хотел яблок? Ешь! Ты всегда можешь попросить дома то, что хочешь. Для этого не нужно брать чужое».
  • О лифчике. У Ланы рано сформировалась грудь. На физкультуре мальчишки смеялись, когда она бегала, а грудь подскакивала. Кроме того, ей было больно. Девочка просила у мамы купить бюстгальтер, на что та ответила: «С ума сошла! Тебе всего 10 лет, какой лифчик!» Тогда Лана стала думать, как украсть нужный предмет в магазине белья, даже план составила. И, наверное, украла бы, если бы тетя не подарила ей деньги на день рождения.
  • О карманных деньгах. Мама Вани заметила, что из кошелька стали пропадать мелкие купюры. Сначала грешила на свою невнимательность, потом подсмотрела: деньги таскает 10-летний сын. Как так? Ваня послушный мальчик, отличник! Состоялся разговор. Оказалось, Ваня чувствовал себя ущемленным без карманных денег. Его друзья всегда имели мелочь на буфет. Ему же родители не давали ни копейки. Договорились о небольшом карманном бюджете – воровство прекратилось.

Ребенок ворует по нескольким причинам. Если не получает дома того, что важно в среде его сверстников, – тогда он пытается «восстановить справедливость». Если в семье его не ценят и не уважают – он может выражать протест воровством (пытаясь обратить на себя внимание родителей).

Если его постоянно ругают и говорят, что он плохой, ребенок таким образом может подтверждать свою «плохость». Если мать или отец относятся к воровству нормально (например, могут что-то утащить с работы), то ребенок тоже будет считать это нормой. Если в классе он изгой, то воровство может быть проявлением агрессии и наказанием для тех, кто обесценивает его. С другой стороны, это может быть попытка показать свою удаль в среде сверстников.

Источник

Картина дня

наверх