Словно дементор из великого волшебника, такой визави вытягивает спокойствие и доброжелательность, усиливая эмоции не самого высшего ранга. Таких людей принято называть энергетическими вампирами.
Как отстоять свой положительный настрой, не поддаться на провокацию и не потерять самообладание? И можно ли вообще поладить с «вампиром»? Софи Хэншоу (Sophie Henshaw), психиатр, доктор медицинских наук из австралийского города Перт, предупреждает, что зачастую энергетические вампиры – успешные, яркие, уверенные (или, скорее, самоуверенные) личности, окруженные всеобщим вниманием. Иногда уверенность может граничить с наглостью, самым простым и понятным тому примером служат обособленные группы «крутых» подростков, они же банды, где ребята диктуют «новичкам» свои правила, иногда унижая и подавляя их волю.
Несколько другого мнения придерживается Джудит Орлофф, профессор клинической психиатрии Калифорнийского университета. В своей книге «Эмоциональная свобода» («Emotional Freedom») Джудит выделяет не один, а несколько типов энергетических вампиров, основными из которых являются:
1. НАРЦИСС С ДЕВИЗОМ «Я ЛУЧШЕ ВСЕХ»
Такой тип людей с увлечением говорит только о себе, часто перебивает, откровенно показывает негодование или скуку, когда перестает быть основным предметом разговора. Его победы, достижения и успехи не идут в сравнение ни с чьими другими.
В чем опасность?
Нарциссы не принимают чужой точки зрения, не склонны проявлять симпатию к кому-либо успешнее их самих, выходят из себя в случае собственной ошибки. Также любят сваливать вину на других, чтобы оправдать свои недочеты. Очень неприятно иметь руководителя-вампира нарциссового типа, т.к. он больше болеет о личной репутации и о личной выгоде, а в случае ошибки предоставит разбираться с проблемой вам.
Как ладить?
Джудит Орлофф советует не открываться такому человеку, не доверять ему личных переживаний, т.к. это может обернуться вам во вред. Не льстить и не поддерживать иллюзию, что он «царь и бог». В разговоре - скупая вежливость и замечания только по делу.
2. ЖЕРТВА С ДЕВИЗОМ «ПОЖАЛЕЙТЕ МЕНЯ»
Полная противоположность первому типу. Вечно плачущий в жилетку, тип жертвы. Данный вид людей считает себя самым несчастным и незаслуженно обиженным постоянно. И если вы предложите разумное и быстрое решение проблемы, жертва, как правило, ответит со словами «Все верно, но…», и найдет еще тысячу причин пустить слезу.
В чем опасность?
Основная опасность в общении с жертвой - вероятность поддаться мрачным умонастроениям, начать себя жалеть, почувствовать апатию и потерять работоспособность.
Как ладить?
Установить границы общения, беречь свое время. То есть если вампир - близкий вам человек, лучше всего будет сказать: «Я тебя очень люблю и предлагаю свою помощь в решении данной проблемы, если ты готов отложить свои стенания и выслушать мои доводы». Если речь идет о коллеге или просто знакомом, самым оптимальным будет сослаться на свою занятость и как можно скорее закончить разговор. Стоит помнить, что жертва жаждет лишь одного - жалости, именно таким образом человек и заманивает вас в свои грустные сети. Поэтому не подпитывайте своими слезами и тяжелыми разговорами и без того не радужные мысли самого несчастного человека.
3. КОНТРОЛЛЕР С ДЕВИЗОМ «ВСЕ В МОЕЙ ВЛАСТИ»
Такой человек обожает держать в подчинении всех и вся, указывая, как должно себя вести, думать и даже чувствовать. Диктатор считает всех окружающих своими подчиненными, которые хотят получить от него поручения, а он любит курировать их грамотное выполнение.
В чем опасность?
Как и при любой диктатуре, запрещена свобода самовыражения и существует жесткая цензура. Все, что идет вразрез с мнением контроллера, бракуется и относится к разряду неправильного.
Как ладить?
Джудит Орлофф призывает не вступать в открытое противоборство с диктатором и не пытаться им командовать. Поможет мягкость и мудрость: нужно донести свои мысли с помощью вежливых наводящих вопросов, как Платон, так, чтобы контроллер счел, что это только его решение. Сохраняйте собственную значимость и не опускайтесь до уровня жертвы.
4. ВЕЧНЫЙ БОЛТУН БЕЗ ДЕВИЗА
В отличие от первого нарциссового типа, болтун может говорить не только о себе. О природе, о литературе, о театре, о проблемах экологии, о брокколи, о налогах - обо всем и желательно непрерывно. Он ловко перескакивает с одной темы на другую, если чувствует себя некомпетентным в какой-то определенной области. В разговоре старается завладеть вниманием и временем аудитории на 90% и искренне не понимает, почему люди не жаждут его общества.
В чем опасность?
Болтун не дает возможности поддержать нормальный разговор, превращая диалог в обширный монолог. С таким сотрудником невозможно решить проблему конструктивно из-за его желания постоянно перескакивать с одной темы на другую, показывая свои знания.
Как ладить?
Уметь вежливо возвращать нужную тему разговора. «Прости, что я прерываю, но нам нужно обсудить…». Если ситуация со сменой предмета разговора повторяется, не бояться вновь высказать свое отношение: «Мне очень неудобно вновь прерывать, но мы так и не пришли к выводу по поводу...». Самое главное помнить, что коллега-болтун мешает вашему личному успеху и успеху вашей команды. В личном общении - смотреть по ситуации: если вас устраивает, что собеседник владеет 90% времени, оставляя вам 10, то все в порядке. Если нет, может быть, стоить пересмотреть свои приоритеты и понять, нужен ли вам такой друг?
5. КОРОЛЬ ДРАМ
Стремится все преувеличить. Любое заболевание в мгновение ока становится смертельным, пятиминутное опоздание часовым, а небольшой недочет - колоссальной ошибкой. Драматизеры раздувают из любой маленькой мушки-дрозофилы гигантского слона.
В чем опасность?
Для драматизера любая оплошность кажется значительной, это вредит как рабочим, так и личным отношениям. Велика вероятность, что вам придется оправдываться за любую нестандартную ситуацию, которая не всегда является ошибочной.
Как ладить?
Джудит предупреждает, что главное при общении с любителем драм не выйти из себя и не начать эмоционально доказывать, что все было «не так» и что это «вовсе не страшно». Глубокий вдох и спокойствие: вашего оппонента все равно не переделать, поэтому нужно тактично выяснить, в чем суть дела и в чем заключается именно ваша ошибка. Затем постараться завершить разговор и если недочет все-таки имел место, его исправить. В личных отношениях постарайтесь не лезть на рожон и сглаживать углы, ведь зачастую драматизер преувеличивает мелочи, которые менее важны, чем спокойствие и доброе расположение духа домашних. Опять же эта методика действенна только в том случае, если вы готовы постоянно искать компромиссы и не обращать внимание на небольшую «вампирическую» особенность близкого человека.
Несколько внутренних эмоциональных сигналов о том, что перед вами вампир:
1. Резкий моментальный спад настроения.
2. Вы чувствуете раздражение и злость, хочется закричать.
3. Или же, напротив, чувствуете подавленность и апатию.
4. Подступает ком к горлу и наворачиваются слезы без особой причины.
Все это свидетельствует о том, что нужно запастись терпением и всеми силами не позволить вампиру лишить себя положительных эмоций.
Свежие комментарии