На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Психолог

45 383 подписчика

Свежие комментарии

  • Аленка 666
    Писали везде - без толкуОбычное утро невр...
  • Владимир Акулов
    Потому  что  не  было  на  эту  отравительницу    ЗАЯВЛЕНИЯ    в  прокуратуру...Пишите  на  нее  заявления.  Власти  ...Обычное утро невр...
  • Аленка 666
    А у нас психбольная всех собак в подъезде перетравила, и ей ничего за это не было, даже в дурку не забираютОбычное утро невр...

Привычные убеждения, которые нам вредят

privychka

Регулярно встречаю людей, которые, однажды сформировав убеждение о себе и мире (и своём месте в мире), только на него и опираются. Годами, десятилетиями, всю жизнь. Нет, простая истина о том, что «за время пути собака могла подрасти» — не действует. Например, я встречала девушку, которая в родной семье считалась «умной», а её сестра была «красивой». Жизнь меняется, через годы «умница» выросла в красивую молодую женщину, а «красавица» после нескольких родов весит 150 кг, но такие мелочи совершенно не влияют на семейный расклад: одна у нас умная, вторая красивая, как в детстве было, так и сейчас есть. Не перестраивать же из-за такой ерунды всю сложившуюся 30 лет назад систему отношений, правда?

Часто люди больно бьются о реальность, пытаясь засунуть живого человека (себя или другого) в воображаемую матрицу «правильных» отношений. Реальность не поддаётся (она-то не обещала соответствовать выдуманным верованиям), человек в выставленные ограничения не влезает, но не унимается: наверное, я просто плохо стараюсь, надо поднажать и действительность покорится мечте.

Вот, например, поразительно частая картина на приёме у психолога.

Клиентка (заливаясь слезами): я дурной, плохой человек! Я ничтожество и пустышка!
Психолог (с интересом): А в чём это выражается?
К: Всё, что я ни делаю — я делаю плохо!
П: А например, что последнее из плохого вы сделали?
К: (задумывается): Две недели назад, на работе… Я подала проект на два часа позже дедлайна! Я никчёмный сотрудник!!!
П: А, да, я помню, вы говорили. Это тот проект, который арт-директор хвалил, да? Этот ваш проект собираются отправить на международный конкурс?
К: Да! Но какая разница! Я подвела людей! Я опоздала!!! Я должна была сделать всё хорошо, и не справилась!
П: ??? Но ведь проект шлют на конкурс? Всё же кончилось хорошо?
К: Да какая разница! Я! Выслала! На два часа позже!!! Нет мне прощения!!!!
П (слегка ошалев): Ну, хорошо. А ещё что? Ещё в чём выражается ваша плохость?
К: А ещё я ленивая. Я не люблю полы мыть. И пыль вытирать не люблю. И читаю мало. И друг я плохой. И глупая. И никчёмная. И, кажется, я не очень люблю своего дедушку…

И нет, это не совсем даже выдуманный диалог. Пусть не дословно (всё-таки описана картина собирательная), но аналогичные обсуждения происходят у меня в кабинете регулярно. И заметили основную ноту разговора? Очень и очень бросается в глаза: девушка исходит из УБЕЖДЕНИЯ, что вот оно всё вот так и так в мире устроено («я плохая, я никчёмная»), а мелкие частности из реальной жизни призваны подкреплять изначальную установку. Ну и подумаешь, если они они не очень-то хорошо ложатся в общую картину: из целой истории выковыриваются отдельные детали на свой вкус («я сдала проект позже дедлайна»), потом всё, не влезающее в концепцию, щедрым жестом отметается, а деталь, иллюстрирующая идею «я плохая», раздувается неимоверно. Да, со стороны ситуация целиком выглядит почти комично, но самой девушке, ночью в подушку оплакивающей свою «плохость», не до смеха. Она себя уже и отругала и застыдила за то, что на два часа подвела родной коллектив, и глубоко презирает себя за это. («Нет, утешать не надо — я всё равно ничтожество, а ты говоришь мне добрые слова только потому, что меня жалеешь. И от этого мне только хуже. Уйди, я сейчас плакать буду»).

Ещё раз: первично УБЕЖДЕНИЕ, а с фактами разговор короткий: те, что подтверждают основную идею («я плохая, всем от меня одни только неприятности») — рассматриваются под увеличительной лупой («мне надо меняться, расти над собой! чтобы другие, неповинные люди от меня, бестолковой такой, не страдали!»). А те факты, которые опровергают убеждение, отметаются («это случайно мне повезло») или обесцениваются («туда попасть мог бы каждый! это совсем несложный конкурс, даром что международный»).

Отличительная особенность такого убеждения — оно возникло когда-то давно, обычно в детстве, и с тех пор не пересматривалось — ну, например, мама ругала за беспорядок и сокрушённо вздыхала: «что же из тебя вырастет?», или учительница упрекала за грязь в тетрадке и двойки, суля всяческие жизненные неудачи. Мало того, что и в детские-то времена столь глобальное обобщение было, мягко говоря, спорным. Я знаю человека, которому мама говорила, узнав, что он влюбился в девочку из своей группы в детском саду: «У тебя разбросаны игрушки и грязь в комнате — никогда не полюбит тебя такая хорошая девочка, как Лариса!». А он верил. И продолжал верить ещё через два десятка лет: ну кому я нужен, дурак такой, бестолковый и неаккуратный. Мама, похоже, старалась, как могла, прививая мальчику чистоплотность и умение следить за собой, но запомнилось ему именно: «Я никому буду не нужен, пока не буду ИДЕАЛЕН». Вместо «будь аккуратным, это поможет в жизни», впечаталось убеждение «Ты ничтожество, и должен очень-очень стараться, чтобы не вызывать отвращение у других, хороших и правильных».

И вот ещё. Не так даже плохо, что убеждение сформировано до того, как человек ознакомился с фактами — знаете русскую поговорку: «Не по хорошу мил, а по милу хорош»? Вот так народ и описал ту же идею: ты мне мил (у меня такое убеждение), значит, то, что ты делаешь, мне будет по определению нравиться (а, соответственно, если ты мне не нравишься, то наоборот — что бы ты ни делал, нет у тебя шансов мне угодить). Люди очень и очень часто сперва формируют убеждение, а потом только знакомятся с реальностью: например, так люди заводят детей («Я хочу ребёнка! Я хочу пережить счастье рождения и воспитания нового человеческого существа!» — а ведь конкретно с этим человеком, с этим индивидуумом будущие родители даже не знакомы. Может, у них родится спокойный и задумчивый малыш, а может шалунья и попрыгунья — никто не знает, каков будет этот ЧЕЛОВЕК. Родители его заранее любят. У них убеждение: вот родится ребёнок, и мы будем получать от этого удовольствие и радоваться. И, знаете, многие радуются, кто бы ни родился — хотя познакомиться с будущим новым человеком, пока он не родится, невозможно).

Плохо то, что люди не очень умеют пересматривать свои убеждения и проверять их об реальность. Даже те убеждения, которые очевидно не соответствуют действительности и кроме боли и неудобств ничего не несут. Вот что может дать убеждение: «Я самое худшее и никчемное на свете существо»? Почти так же мало, как и обратное убеждение: «Я молодец, умный и красивый, я одарён больше всех вас, жалкие людишки, а кто думает иначе и не преклоняется предо мной, тот просто завидует». И то и то — очевидная неправда и глупость, и от обеих этих крайностей человек пострадает, если будет такую мерку прикладывать ко всем встречным людям. И «презирай меня, я больше ничего не достоин» и «восхищайся мной, я талант необычайный» — всё это неправда. И оба этих убеждения будут ранить человека, который безоглядно в них верит и прикладывает к себе.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх