Тот самый Мюнхгаузен: как распознать патологического лжеца

Психолог Виктория Кейлин рассказала, как распознать человека, который врет тебе потому, что вообще не в состоянии говорить правду.

Getty images
Getty images

Полагаю, нет на свете человека, который ни разу в жизни не солгал бы. Бывает ложь во спасение, когда мы прикрываем коллегу перед начальством; так называемая белая ложь, когда рассказываем малышу, что его нашли в капусте; и незначительная ложь,когда мы стремимся слегка приукрасить личную жизнь на встрече одноклассников.

Люди лгут, чтобы оправдать свое поведение, произвести впечатление, привлечь внимание и ради контроля над другими.

Хорошо это или плохо, зависит от ваших личных убеждений. Для кого-то это категорически неприемлемо, а кто-то легко оправдывает такие виды обмана, как измена, манипуляция и экономическое преступление, подменяя их понятиями свободы, ловкости и успеха.

Но есть все же один вид лжи, с которым очень тяжело мириться, — это патологическая ложь. Такие люди самозабвенно врут по любому поводу, не преследуя никаких конкретных целей. Они делают это так уверенно, что порой сами начинают верить в собственные фантазии. Казалось бы, что такие личности незаменимы в разведке, но это не так. Патологические лжецы не контролируют свое поведение и не могут вовремя остановиться, часто переступая черту правдоподобности. А без этого любой обман становится бессмысленным.

Вопрос первый: что с ними не так?

Тут мнения специалистов разделились. Кто-то определяет патологического лжеца как тип личности,кто-то видит в этом одну из черт асоциального расстройства, а кто-то склонен обвинять во всем особенности строения мозга. Психиатры склонны считать этот феномен спутником психических заболеваний, а психологи видят истоки в детской травме и низкой самооценке. Большинство специалистов сходится лишь в одном: патологическая ложь — особое психическое состояние, которое не меняется с годами.

Впервые синдром Мюнхгаузена, или мифоманию, описали французские психологи более 100 лет назад. Исследования, проведенные в США в 2005 году, выявили структурную аномалию и показали, что строение мозга патологических лжецов отличается от мозга здорового человека.

Вопрос второй: откуда это берется?

Если искать причины возникновения патологической лживости в детстве, то это состояние может быть спровоцировано отсутствием любви, чрезмерной критикой, насилием и унижением достоинства ребенка. Для того чтобы казаться лучше, маленький человек начинает придумывать себе новую личность, которая умнее и успешнее настоящей. Чтобы вытеснить воспоминание о насилии, человек придумывает себе новую жизнь. И так по нарастающей. Постепенно грань между реальностью и мифом стирается, происходит расщепление сознания, которое может привести к более серьезным нарушениям психики. Патологические лжецы не всегда манипуляторы, преследующие корыстные цели, часто они действительно жертвы обстоятельств, не нашедшие иного способа справиться с травмой.

Вопрос третий: как распознать?

Патологическая лживость — характерная черта психопатов, нарциссов и других людей с личностными расстройствами. Но что бы ни явилось причиной возникновения проблемы, для всех патологических лжецов характерны определенные поведенческие паттерны:

  • эти люди лгут постоянно, по мелочам и без причины;
  • их выдумки часто настолько абсурдны, что только сам лгун не замечает нелепости своих высказываний;
  • ради поддержания интереса к своей персоне, эти люди готовы на все: для них нет ничего святого, и они с легкостью «похоронят» родную мать или ребенка для достижения цели;
  • в отличие от тех, кто испытывает угрызения совести, патологические лгуны не видят ничего плохого в своем поведении и легко смотрят в глаза, когда врут;
  • с возрастом патология лишь увеличивается, и люди просто не могут остановиться и перестать врать;
  • патологические лжецы не могут контролировать фантазии, поэтому каждый раз одна и та же история будет звучать иначе — даже в ущерб поддержания иллюзии правдоподобности;
  • истории, рассказываемые патологическими лжецами, нелогичны: конец может запросто противоречить началу;
  • любые попытки вывести лжеца на чистую воду приводят к агрессии и газлайтингу — вас обязательно обвинят во всех грехах, сам лжец никогда не считает себя виноватым;
  • патологические обманщики с удивительным упорством отстаивают свою точку зрения и защищают выбранную позицию, даже когда очевидно, что их карта бита;
  • у патологических лжецов нет тормозов в виде морали и совести — для них все средства хороши;
  • они всегда подстраиваются под ситуацию или того человека, от которого что-то зависит,и по сути своей трусливы, хоть и изворотливы.

Вопрос четвертый: что делать?

Когда мы сталкиваемся с наглой ложью, мы склонны испытывать гнев, обиду и разочарование. Нам хочется донести до лжеца суть его поведения, заставить признать ошибку и извиниться. Забудьте! Это пустая трата времени. Такого человека исправить невозможно. Самое лучшее, что можно сделать, это исключить патологического лжеца из круга общения.

Однако важно понимать, что не любое проявление лжи является патологией. Не спешите ставить диагноз и вешать ярлыки. Ваша задача — позаботиться о себе и собственном состоянии. Тому, кто стал жертвой подобных манипуляций, очень важно понимать, что он ни в чем не виноват и не несет ответственности за действия другого человека. Ни в коем случае не стоит винить себя и думать, что ваши действия могли как-то спровоцировать такое поведение другого человека. Относитесь к патологической лживости как к неизлечимой болезни. Простите и отпустите лжеца. В отличие от вас он не страдает и не мучается от своего состояния.

А все вопросы, связанные с проработкой травм, выявлением проблем, их причин и последствий, лучше всего решать с помощью терапии под руководством грамотного специалиста.

Источник ➝

Средства избавления от беспомощности

Когда невозможно контролировать или влиять на неприятные события, развивается сильнейшее чувство беспомощности... Что же с ним делать?

Чувство беспомощности

Пятьдесят лет назад американский психолог Мартин Селигман перевернул все представления о нашей свободе воли. Селигман проводил эксперимент над собаками по схеме условного рефлекса Павлова. Цель — сформировать рефлекс страха на звук сигнала. Если у российского учёного животные по звонку получали мясо, то у американского коллеги — удар током. Чтобы собаки не сбежали раньше времени, их фиксировали в специальной упряжи.



Селигман был уверен, что когда зверей переведут в вольер с низкой перегородкой, они будут сбегать как только услышат сигнал. Ведь живое существо сделает все, чтобы избежать боли, не так ли? Но в новой клетке собаки сидели на полу и скулили. Ни один пес не перепрыгнул легчайшее препятствие — даже не попытался. Когда в те же условия поместили собаку, которая не участвовала в эксперименте, она с легкостью сбежала.

Селигман сделал вывод: когда невозможно контролировать или влиять на неприятные события, развивается сильнейшее чувство беспомощности. В 1976 году ученый получил премию Американской психологической ассоциации за открытие выученной беспомощности.

А что же люди?

Теорию Селигмана много раз проверяли ученые из разных стран. Доказано, что если человек систематически:

— испытывает поражение, несмотря на все усилия;

— переживает трудные ситуации, в которых его действия ни на что не влияют;

— оказывается среди хаоса, где постоянно меняются правила и любое движение может привести к наказанию — у него атрофируется воля и желание вообще что-то делать. Приходит апатия, а за ней — депрессия. Человек сдается. Выученная беспомощность звучит как Марья Искусница из старого фильма: «Что воооля, что невоооля — все равно».

Теорию о выученной беспомощности подтверждает жизнь.

Не обязательно сидеть на поводке и получать удары током. Все может оказаться прозаичнее. Когда я писала эту статью, попросила друзей на фейсбуке поделиться своим опытом переживания выученной беспомощности. Мне рассказали:

— про неудачные попытки устроиться на работу: отказ за отказом без объяснения причин,

— про мужа, который мог встретить вечером с дорогими подарками, а мог с агрессией без видимого повода, по настроению. (Рядом — почти такая же история про жену),

— про начальника-самодура, который каждый месяц раздавал штрафы по каким-то новым и нелогичным критериям.

Со стороны кажется, что выход есть. Перепиши резюме! Подай на развод! Пожалуйся на начальника! Сделай вот это и еще вон то! Но как пес Селигмана, человек, который загнан в беспомощность, не может перепрыгнуть даже через низенький заборчик. Он не верит в выход. Он лежит на полу и скулит.

Порой даже абьюзивного партнера или начальника-самодура не нужно. Геля Дёмина, студентка на стажировке в Корее, рассказывает, как на одном занятии профессор дал классу задание. Из букв на листочках нужно сложить названия стран. Когда выходит время, профессор просит поднять руки тех, кто уверен в своем ответе. И так раз за разом. К последнему заданию половина студентов скисли.

«После того, как решили все пункты, мы начали проверять ответы, — рассказывает Геля. — У правой стороны было почти все правильно. А у ребят слева не было верных ответов вообще. Последнее задание (D E W E N S — Sweden) решили только двое из десяти человек с левой стороны. И тут профессор говорит: „Вот вам и подтверждение гипотезы“. На экране появляются два варианта теста, который у нас был. В то время, как правая группа получила совершенно нормальный тест, у левой группы во всех заданиях была перепутана одна буква. Правильный ответ в их случае получить было невозможно. Вся соль была в последнем вопросе, про Швецию. Он у двух команд одинаковый. У всех была возможность получить правильный ответ. Но за прошлые пять вопросов ребята полностью убедили себя, что не могут решить задание. К моменту, когда настала очередь верного ответа, они просто сдались».

Как противостоять хаосу?

Что делать, если выученная беспомощность уже отвоевывает внутреннюю территорию?

Можно ли не опускать руки и не сдаваться апатии?

Можно. И здесь ученые с жизнью снова заодно.

Средство 1: Делайте что-нибудь

Серьезно: что угодно. Психолог Бруно Беттельгейм выжил в концлагере с политикой постоянного хаоса. Руководство лагеря, рассказывал он, устанавливало новые запреты, часто бессмысленные и противоречащие друг другу. Охранники ставили заключенных в ситуации, где любое действие могло привести к суровому наказанию. В этом режиме люди быстро теряли волю и ломались. Беттельгейм предложил противоядие: делать все, что не запрещено. Можешь лечь спать вместо того, чтобы обсуждать лагерные слухи? Ложись. Можешь почистить зубы? Чисть. Не потому, что хочешь спать или заботишься о гигиене. А потому, что так человек возвращает субъективный контроль в свои руки. Во-первых, у него появляется выбор: сделать то или иное. Во-вторых, в ситуации выбора он может принять решение и немедленно его исполнить. Что важно — это собственное, личное решение, принятое самостоятельно. Даже маленькое действие становится вакциной против превращения в овощ.

Эффективность этого способа в 70-е годы подтвердили американские коллеги Беттельгейма. Эллен Лангер и Джудит Роден провели эксперимент в местах, где человек наиболее ограничен в свободе: тюрьма, дом престарелых и приют для бездомных. Что показали результаты? Заключенные, которым разрешили по-своему расставить мебель в камере и выбирать ТВ-программы, стали менее подвержены проблемам со здоровьем и вспышкам агрессии. У пожилых людей, которые могли по своему вкусу обставить комнату, завести растение и выбрать фильм для вечернего просмотра, повышался жизненный тонус и замедлялся процесс потери памяти. А бездомные, которые могли выбрать кровать в общежитии и меню на обед, чаще начинали искать работу — и находили.

Способ справляться: делайте что-нибудь потому, что можете. Выберите, чем занять свободный час перед сном, что приготовить на ужин и как провести выходные. Переставьте мебель в комнате так, как вам удобнее. Находите как можно больше точек контроля, в которых вы можете принимать собственное решение и исполнять его.

Что это может дать? Помните про собак Селигмана? Проблема не в том, что они не могли перепрыгнуть барьер. Так и у людей: проблемой порой является не ситуация, а потеря воли и веры в значимость своих действий. Подход «делаю, потому что выбрал делать» позволяет сохранить или вернуть субъективное ощущение контроля. А значит, воля не отъезжает в сторону кладбища, укрывшись простыней, а человек продолжает двигаться в сторону выхода из тяжелой ситуации.

Средство 2: Прочь от беспомощности — маленькими шагами

Представления о себе «у меня ничего не получается», «я никчемный», «мои попытки ничего не изменят» складываются из частных случаев. Мы, как в детской забаве «соедини точки», выбираем какие-то истории и соединяем их одной линией. Получается убеждение о себе. Со временем человек все больше обращает внимание на опыт, который подтверждает это убеждение. И перестает видеть исключения. Хорошая новость в том, что убеждения о себе можно изменить таким же образом. Этим занимается, например, нарративная терапия: вместе с помогающим практиком человек учится видеть альтернативные истории, которые со временем соединяет в новое представление. Там, где раньше была история о беспомощности, можно найти другую: историю о своей ценности и важности, о значимости своих действий, о возможности влиять на происходящее.

Важно находить частные случаи в прошлом: когда у меня получилось? когда я смог на что-то повлиять? когда изменил ситуацию своими действиями? Так же важно обращать внимание на настоящее — вот здесь помогут маленькие достижимые цели. Например, навести порядок в кухонном шкафчике или сделать важный звонок, который давно откладываете. Нет слишком маленьких целей — все важны. Справился? Получилось? Прекрасно! Нужно отметить победу! Известно, что где внимание — там и энергия. Чем больше внимания достижениям, тем сильнее подпитка для новой предпочитаемой истории. Тем выше вероятность не опустить руки.

Способ справляться: ставьте маленькие реальные цели и обязательно отмечайте их достижение. Ведите список и перечитывайте его хотя бы два раза в месяц. Со временем вы заметите, что цели и достижения стали крупнее. Найдите возможность наградить себя какой-нибудь радостью за каждый выполненный пункт.

Что это может дать? Небольшие достижения помогают набраться ресурса для более масштабных действий. Нарастить уверенности в своих силах. Нанизывайте новый опыт как бусины на леску. Со временем из отдельных деталей получится ожерелье — новая история о себе: «Я важен», «Мои действия имеют значение», «Я могу влиять на свою жизнь».

Средство 3: Другой взгляд

Селигман открыл проблему, а дальнейшую жизнь и карьеру посвятил поиску решения. Ученый выяснил, что животные могут научиться противостоять беспомощности, если у них есть предыдущий опыт успешных действий. Собаки, которые сначала могли отключить ток, нажимая головой на панель в вольере, продолжали искать выход, даже когда их фиксировали.

В сотрудничестве с известными психотерапевтами Селигман начал изучать поведение людей и их реакции на внешние обстоятельства. Двадцать лет исследований привели его к выводу: склонность тем или иным образом объяснять происходящее влияет на то, ищем ли мы возможность действовать или сдаемся. Люди с убеждением: «Плохие вещи случаются по моей вине» более склонны к развитию депрессии и состоянию беспомощности. А те, кто считает «Плохое может случиться, но это не всегда моя вина и когда-нибудь оно прекратится», быстрее справляются и приходят в себя при неблагоприятных обстоятельствах.

Селигман предложил схему рефрейминга: переосмысления опыта и перестройку восприятия. Называется она «Схема ABCDE»:

A — Adversity, неблагоприятный фактор. Вспомните неприятную ситуацию, которая вызывает пессимистичные мысли и чувство беспомощности. Важно для начала выбирать ситуации, которые по шкале от 1 до 10 вы оцениваете не выше, чем на 5: так опыт обучения рефреймингу будет более безопасным.

B — Belief, убеждение. Запишите вашу интерпретацию события: все, что думаете о произошедшем.

C — Consequence, последствия. Как вы повели себя в связи с этим событием? Что чувствовали в процессе?

D — Disputation, другой взгляд. Запишите доказательства, которые подвергают сомнению и опровергают ваши негативные убеждения.

E — Energizing, активизация. Какие чувства (и, возможно, поступки) вызвали новые аргументы и более оптимистичные мысли?

Способ справляться: попробуйте опровергнуть пессимистичные убеждения письменно. Заведите дневник для записи неприятных событий и их проработки по схеме ABCDE. Перечитывайте свои записи каждые несколько дней.

Что это может дать? Стрессовые ситуации будут возникать всегда. Но со временем и практикой можно научиться более эффективно справляться с беспокойством, не сдаваться беспомощности и вырабатывать собственные успешные стратегии реакции и поведения. Энергия, которая раньше обслуживала пессимистичные убеждения, высвободится, и ее можно вложить в другие важные области жизни.

P.S. Техника безопасности
Я рада, если сейчас вы дочитываете статью, а внутри уже рождается желание действовать. Пожалуйста, проявите бережность к себе в дальнейших действиях. Важно помнить, что нет единственного решения, которое безусловно подойдет каждому. Человек и его жизненная ситуация сложнее, чем самая продуманная и детальная схема. Иногда самостоятельная работа дает желаемый результат. А иногда нужно заручиться внешней поддержкой и/или обратиться за помощью к специалисту. Особенно стоит обратиться за профессиональной помощью, если:

Возможность хорошего будущего за пределами сегодняшних обстоятельств.

— вы испытываете тяжелые переживания и по шкале от 1 до 10 оцениваете их на 7 или выше;
— вы находитесь в депрессивном состоянии, все валится из рук;
вы начали самостоятельную работу, но в процессе ощущаете себя хуже;
— ощущение беспомощности усиливается, а негативные представления о себе укрепляются.

Пожалуйста, доверяйте своим ощущениям и позаботьтесь о себе и своем состоянии. Я верю в то, что в трудных обстоятельств мы встречаемся еще и с собственной силой. Выбор прочитать эту статью и попробовать описанные в ней способы уже значит, что внутри есть вера в перемены и возможность движения туда, где лучше. У собак Селигмана не было выбора. У нас он есть. Давайте выбирать волю.

Елизавета Мусатова

Популярное в

))}
Loading...
наверх