Лилия К* предлагает Вам запомнить сайт «Психолог»
Вы хотите запомнить сайт «Психолог»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Справляемся с жизненными проблемами

Снобизм, деньги и бестолковость: что можно встретить в статусной школе

развернуть
Девятиклассница — об одной из них
Снобизм, деньги и бестолковость: что можно встретить в статусной школе

Лилия Гусева училась в престижном физико-математической лицее одну четверть. И рассказывает о причинах, по которым ушла оттуда. Оказывается, знания в престижной школе — далеко не главное.

Лицей входит в Топ-500 лучших школ России, пользуется гигантским признанием и всегда на слуху в компетентных кругах. Когда-то он был первой школой в нашем районе. Номер школы я указывать не собираюсь. Так как считаю, что образ школы у меня получился собирательный, да и не преследую я цели личного мщения.

Мне предстояло стать первоклассницей будущей осенью, родители активно рассматривали кучу школ. Престиж заведения привлёк их, и мы с мамой на троллейбусе причалили к высоким дверям лицея в августе.

Попытка поступления не удалась — попросту не оказалось мест. К тому же в учебной части отдавали предпочтение дошкольникам, ходившим на лицейские занятия подготовки к школе.

В следующий раз шанс начать учиться в физмате выпал через шесть лет. К тому моменту я благополучно полюбила математику и жаждала вырваться из «гадюшника под окном» в «общество респектабельных и умных детей». Вышел такой переход едва не чудом: опять классы были забиты под завязку, спас только мальчик из «Б», место которого в кабинетах всегда пустовало. Он учился дома по болезни. Мне учинили небольшой математический экзамен. После у меня в руках была справка о приёме в лицей для предоставления в канцелярию старой школы.

Первого сентября после бурного августа и всяких неприятных эпизодов дома, связанных со сменой школы, я пришла на традиционную линейку без энтузиазма. Кивнула давней знакомой, прижалась к дереву, отправилась в класс после объявления номера кабинета и наконец уехала домой.

Закругляюсь с предысторией и начинаю разбор.

1. Контингент школы

Если вложить в понятие «умный» достаточно широкий кругозор, привычку читать, способность справиться со стандартными задачами из учебника алгебры и независимость мышления, то в лицее «умных» подростков нет. В коридорах не звучат спокойные разговоры, там стоит гвалт и живое обсуждение мемов или всеми любимые сплетни. На уроках нет активного решения сложных заданий и не используют коллективный разум, ученики просто мнутся у доски и получают «лебедей» в дневник.

Стержень местных умов — деньги. Две трети детей из более чем обеспеченных семей. Как известно, родительским деньгам удаётся прикрыть глупость детей иллюзией интеллекта. В моём классе учился внук знаменитого владельца магазина или рынка. Парень называл себя фамилией родственника, отрекаясь от отцовской, и рисовал в воображении банкнотную корону на ухоженной голове. А за те два-три раза, когда я появилась в школе не в «штатском», а в одном и том же обожаемом чёрном мешковатом свитере, я удостоилась звания девочки из малоимущей семьи.

Снобизм, деньги и бестолковость: что можно встретить в статусной школе

2. Много лозунгов — мало дела

Я не могу вспомнить ни одного урока, не обошедшегося без фразы: «Вы учитесь в элитном лицее». Что это значит? Больше словоблудия в доказательствах по геометрии. Учителя здесь могут получить инфаркт при виде кед, а ещё тут было много пылящегося оборудования в кабинете биологии, которое никогда не попадало в руки учеников.

3. Странная расстановка приоритетов

Разумеется, в физмат львиная доля подготовки была по математике. Однако русский язык и литература отсутствовали полностью. Даже чисто для приличия и вида. Да, домашние задания были, сочинения какие-то писались, но на таком невразумительном уровне, что и говорить неохота. Вы скажете, что этот профиль не предполагает гуманитарных дисциплин. Я смеюсь и вспоминаю свои муки по истории. Требовались точные даты, подробности, имена, явки, пароли. Каждое занятие начиналось с самостоятельной работы. Я тратила полчаса на математику дома и три часа на историю.

Приведу любопытный факт: после возвращения из физмата, а я училась без четвёрок, в обыкновенную школу, мне пришлось навёрстывать программу физики, алгебры, и русского

4. Тотальное унижение

Слова «Вы самый худший класс», «Никогда не видела ничего подобного», «Прогульщики, двоечники, лентяи» можно было услышать везде в школе. Они тут традиционны (это, кстати, не означает их уместность). Так вот — в «приличной» школе ученики слышат их раз в пять чаще. К ним добавляется ещё и «Вы позорите лицей». Слова — просто слова, но многократное их повторение оказывает чудовищный эффект.

Здесь же опишу, выделенный мною, «культ страданий». Не так давно я читала обсуждение статьи на «Меле» о плохом состоянии зданий российских школ. Писала мать мальчика, отправившегося однажды на олимпиаду в лучшую гимназию города. Ребёнок «вернулся домой в слезах после увиденной чистоты, личных шкафчиков и больших кабинетов. Теперь учимся там. Сложно, тяжело, но в нормальных условиях». То есть женщина хотела сказать, что рада за своего сына, горбатящегося ради шкафчика для вещей и лишних десяти сантиметров дистанции от соседа? Без комментариев.

Собираются родители учеников статусных школ и хвастаются, кто до какого часа ночи делает уроки и сколько контрольных пишет в день. Увы, картинка более чем реальная.

Россия надеется вырастить интеллектуальную элиту, лишая её свободного времени и избивая ремнём за тройки

Старое советское правило о том, что качество работы определяет количество отведённых на неё часов. Каковы последствия непосредственно для самого ученика? Это и ранняя депрессия, и потеря мотивации. Где здесь ум и интеллект? Работай с умом, а не до ночи. Умей оптимизировать. Вашим хобби может быть чтение, без которого из детей в лучшем случае получаются взрослые с пожизненным информационным вакуумом и узким кругозором. Жаль, что в «хорошей» школе такого не расскажут.

Снобизм, деньги и бестолковость: что можно встретить в статусной школе

Впрочем, натаскивают к ЕГЭ они здорово.

С одноклассниками у меня не сложилось, я стала «трансвеститом» — за мужской псевдоним «ВКонтакте» и «истеричкой» — из-за оценок. Ушла назад в старую школу под оханья и аханья в секретариате. «Никто никогда не возращался». А зачем потакать скудоумию и меркантильности?

Источник


Опубликовала Лилия К* , 01.09.2017 в 10:51

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Narvalroz Евгений
Narvalroz Евгений 1 сентября 17, в 14:35 Да, но это самое реальное, чем занимаются в школе. Текст скрыт развернуть
0
Narvalroz Евгений
Narvalroz Евгений 1 сентября 17, в 18:06 К радости ваших учеников - им повезло с Вами. Но большая часть картины образования выглядит именно так. Я окончил школу 30 лет назад, а в этом году школу окончила дочь. У меня есть с чем сравнить. Текст скрыт развернуть
0
Narvalroz Евгений
Narvalroz Евгений 1 сентября 17, в 21:26 Удачи вам на вашем трудном пути! Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 3
Комментарии Facebook
Читать

Поиск по блогу

Последние комментарии

Наталья Фролова
искатель
Ирина Зайцева
lilja http://svitoh.ru/
tataiva
alla сираева
alla сираева
Наталья Иванова
Наталья Иванова
Рубен Гафаров
Владимир Акулов
Анастасия Кудрявцева
Елена Романова
Елена Романова
Ирина Белинская
Ирина Белинская
alla сираева
маша соколова
Валентина Беликова
Татьяна Фогель
Igor V
Юрий Гарацкевич
Зато тонкая, звонкая и красивая! :-)
Юрий Гарацкевич «Глаголы женского рода»
Наталья Иванова
Ирина Петрова
Светлана Сунцова
Почти обо мне в молодости. Да и не только.
Светлана Сунцова «Глаголы женского рода»