В детстве, когда вам было плохо, грустно, одиноко, вы были обиженны и испуганны, к кому из близких вы могли прийти? А к кому не пришли бы ни под каким предлогом?
Как реагировал близкий человек на ваши чувства?
Это важные вопросы, которые должен задать себе взрослый. Потому что то, как нас когда-то научили справляться со своими чувствами и эмоциями, мы используем до сих пор. И обучаем этому своих детей.
Все мы прошли через ту или иную эмоциональную социализацию в семье. И в каких-то семьях такая социализация не была благополучной.
3 проблемных стиля эмоционального воспитания:
Стили эмоционального воспитания, которые мы усвоили в детстве, влияют на то, как мы воспринимаем свои чувства, как мы думаем о своих чувствах и о чувствах других людей. Проблематичные стили оказывают неизгладимый отпечаток на человека.
Осуждающий или неодобрительный
Это отрицание важности эмоций. Ребёнок мог прийти к родителю со своими проблемами и услышать: «Ничего страшного. Хватит беспокоиться и переживать. Зачем раздувать из мухи слона?».
Пренебрегающий стиль
Такой стиль подразумевает критику и контроль чувств другого человека.
«Прекрати вести себя как маленький! Когда ты уже повзрослеешь?».
Дисрегуляторный стиль
Родители переполнены собственными чувствами и не могут справиться со своими проблемами.
«Ты не видишь, что у меня своих проблем куча? Я не могу разорваться! Нужно разбираться с пьянством твоего папы, а тут ещё ты лезешь со своими проблемами. Оставь меня в покое!».
Опыт отвержения, игнорирования, унижения, критики и преуменьшения расстроенного человека оказывает длительное влияние на его представление о себе и своих чувствах.
Когда эмоции ребёнка не имеют значения и некому или некогда обратить на него внимание, в ход могут пойти ярлыки. Ребёнок может стать «неуправляемым», «глупым», «истеричным», «эгоистичным» или даже «сумасшедшим». Примечательно, что многие взрослые именно так себя и характеризуют: «я сумасшедший». Почему? Потому, что испытываю эмоции.
Когда мы слышим от кого-то в качестве поддержки и утешения: «Все будет хорошо», мы можем воспринимать это как поддержку. Но на деле, такое утешение является избеганием эмоций другого и сообщением о том, что эмоции другого не настолько важны в данный момент и о них лучше забыть. Лучше сосредоточиться на чём-то хорошем и приятном.
Часто мы не задумываемся, что наши представления о собственных чувствах и о самих себе возникли из-за проблемного воспитания. И этот опыт отражается сегодня на отношениях с самим собой и с другими людьми.
Как только мы задумываемся о чём-то, находим противоречия, открывается возможность для изменений.
Ведь наши чувства приемлемы и мы имеем на них право.
Свежие комментарии